Прочтите отрывок из исторического романа русского писателя И.И. Лажечникова (1792 – 1869) «Басурман» и выполните задания к нему. (1) Московия, дикая, но возрождающаяся, с своими беспредельными снегами и лесами, с таинственностью своего азиатизма, была для многих новооткрытою землею, богатым рудником для гения человека. (2) Московия, начавшая осиливать внешних и внутренних врагов, нуждалась, на первый раз, в наружном, вещественном образовании.
(3) Из семьи художеств и искусств первые гости, пришедшие к ней на зов ее, были: зодчество, живопись, литье пушек и колоколов. (4) В ратном деле силу огнестрельного оружия начинали брать на к силе мышц; храмы требовали более великолепия; князья и бояре искали в жилищах своих более удобства и безопасности от пожаров. (5) Все эти потребности двигал и удовлетворял Иоанн III Васильевич, смотревший уже на Русь свою очами и мыслью царя. (6) Может быть, обручальное кольцо последней отрасли Палеологов скрепило еще более врожденную любовь его к великолепию царской жизни, если не любовь к искусствам и художествам. (7) София рассказывала ему о чудных палатах и храмах Италии, о блеске тамошних дворов и этими рассказами указала ему средства осуществить идеи наружного величия, которые смутно еще носились в голове и сердце властителя. (8) Никогда потребности русских в этом отношении не могли быть лучше удовлетворены. (9) В Италию теснилась ученая Греция, испуганная мечом оттоманов; в свою очередь, Италия спешила поделиться с другими избытком сокровищ и дарований, принесенных к ней потомками Фидия и Архимеда. (10) Бедность, отвага и любовь к прекрасному – всюду разносили эту добычу. (11) Зодчие, литейщики, живописцы, резчики, серебряники отправлялись гурьбою в Москву... (И.И. Лажечников, «Басурман»)
ЗАДАНИЕ 1
1) В тексте не раз встречаются слова Московия и Италия. Определите, в одном и том же значении или в разных употребляется каждое из этих слов; обоснуйте свою точку зрения, назовите выраженные в тексте значения слов Московия и Италия и дайте этим значениям лексическую характеристику: основное (первичное) / вторичное, прямое / переносное, тип переносного значения (метафора, метонимия, синекдоха).
2) С какими из этих значений можно соотнести представленные в тексте значения слов Греция и Русь? Назовите и охарактеризуйте значения этих слов. Обоснуйте свое мнение, опираясь на семантику контекста.
ЗАДАНИЕ 2
В русском языке существительные образуются от наречий морфологическим (чаще всего суффиксальным) или морфолого-синтаксическим (субстантивацией – переходом наречия в существительное
1) Найдите в тексте в предложениях 8 – 9 существительное, образованное от наречия, назовите его образования и словообразовательное средство.
2) Дайте толкование значению существительного по значению производящего наречия; сформулируйте словообразовательное значение суффикса. Назовите еще одно русское существительное, образованное так же и с тем же словообразовательным значением.
Учитель заболел, урока не будет .
Учитель - подлежащее, Заболел и не будет - сказуемое .
Первое
предложение двусоставное ( грамматическая основа представлена двумя
главными членами ) , второе односоставное ( грам . основа представлена
только одним чл . -сказуемым ) .
Сложноподчиненное предложение также
состоит из нескольких простых, но они связаны между собой
подчинительными союзами ( что, чтобы, когда и т . д . )
Главный признак сл \ подч . предл :
-
от одного предл . можно задать вопрос к другому . поэтому то, от
которого задаётся вопрос будет главным ( как в словосочетании, одно
слово главное ) , а другое зависимым или придаточным ( как в словосоч,
второе слово зависимое )
Например :
Учитель заболел, поэтому урока не будет .
в
отличие от сложноподч . предл . в сложносочинённых обе части
равноправны . вопрос от одного предложения к другому задать сложно . так
же как и в бессоюзном . только в бессоюзном нет союзов между простыми
предложениями . а в сложносочинённом предложения . входящие в состав
сложного связаны сочинительными союзами .
например :
учитель заболел, и урока не будет .
теперь сравните все три варианта .
учитель заболел, урока не будет - бессоюзное предложение . вопрос задать нельзя.
учитель заболел, и урока не будет - сложносочинённое . вопрос задать нельзя .
учитель
заболел, поэтому урока не будет - сложноподчинённое . можно задать
вопрос . По какой причине урока не будет ? -учитель заболел