Проверочная зачетная работа по русскому языку 10 класс
Тема: МОРФЕМИКА,МОРФОЛОГИЯ,ОРФОГРАФИЯ,ЛЕКСИКА.
ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ И ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ.
(1)Когда при Берге произносили слово «Родина», он усмехался. (2)Он не понимал, что это значит. (3)Родина, земля отцов, страна, где он родился, – не так важно, где человек появился на свет. (4)Земля отцов! (5)Берг не чувствовал никакой привязанности ни к своему детству, ни к маленькому городку, где он родился.
– (6)Эх, Берг, сухарная душа! – с тяжёлым укором говорили ему друзья.
– (7)Какой из тебя художник, когда ты землю родную не любишь, чудак!
(8)Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи. (9)Он предпочитал портрет, плакат. (10)Он старался найти стиль своего времени, но эти попытки были полны неудач и неясностей.
(11)Однажды Берг получил письмо от художника Ярцева. (12)Он звал его приехать в муромские леса, где проводил лето.
(13)Август стоял жаркий и безветренный. (14)Ярцев жил далеко от безлюдной станции, в лесу, на берегу глубокого озера с чёрной водой. (15)Он снимал избу у лесника,временно превращенную в приют для художников. (16)Вёз Берга на озеро сын лесника Ваня Зотов, сутулый и застенчивый мальчик. (17)На озере Берг прожил около месяца. (18)Он не собирался работать и не взял с собой масляных красок. (19)Он привёз только маленькую коробку с акварелью,не собираясь приступать к серьезной работе.
(20)Целые дни он лежал на полянах и с любопытством рассматривал цветы и травы. (21)Берг собирал ягоды шиповника и пахучий можжевельник, тщательно разглядывал осенние листья. (22)На закатах журавлиные стаи с курлыканьем летели над озером на юг. (23)Берг впервые почувствовал глупую обиду: журавли показались ему предателями. (24)Они бросали без сожаления этот пустынный, лесной и торжественный край, полный безымянных озёр и непролазных зарослей.
(25)В сентябре пошли дожди. (26)Ярцев собрался уезжать. (27)Берг рассердился. (28)Как можно было уезжать в разгар этой необыкновенной осени? (29)Отъезд Ярцева Берг ощутил теперь так же, как когда-то отлёт журавлей, – это была измена. (30)Чему? (31)На этот вопрос Берг вряд ли мог ответить. (32)Измена лесам, озёрам, осени, наконец, тёплому небу, моросившему частым дождём.
– (33)Я остаюсь, – сказал Берг резко. – (34)Я хочу написать эту осень. (35)Ярцев уехал. (36)На следующий день Берг проснулся от солнца. (37)Лёгкие тени ветвей дрожали на чистом полу, а за дверью разлилась тихая синева. (38)Слово «сияние» Берг встречал только в книгах поэтов, считал его пафосным и лишённым ясного смысла. (39)Но теперь он понял, как точно это слово передаёт тот особый свет, какой исходит от сентябрьского неба и солнца.
(40)Берг взял краски, бумагу и пошёл на озеро. (41)Он торопился. (42)Он хотел всю силу красок, всё умение своих рук и зоркого глаза, всё то, что дрожало где-то на сердце, отдать этой бумаге, чтобы хоть в сотой доле изобразить великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто. (43)Берг работал как одержимый. (44)Никто его никогда таким не видел!
(45)Вернувшись в город, Берг обнаружил извещение о выставке. (46)Его просили сообщить, сколько своих вещей он выставит. (47)Берг сел к столу и быстро написал: «Выставляю только один этюд акварелью, сделанный мною этим летом, – мой первый пейзаж».
(по К. Г. Паустовскому*)
* Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) – известный русский писатель, классик отечественной литературы.
1.Из предложений 20-24 выпишите слово(слова), правописание приставок в которых определяется качеством последующего согласного.
2.Из предложений 13-19 выпишите слово(слова), правописание приставок в которых определяется лексическим значением слова.
3.Из предложений 25-30 выпишите слово(слова), приставки в которых являются неизменяемыми.
4.Из предложений 40-44 выпишите слово(слова), с непроизносимой согласной в корне.
5.Из предложений 40-44 выпишите слово(слова), с проверяемой гласной в корне.
6.Из предложений 40-44 выпишите слово(слова), с чередующейся гласной в корне.
7.Выделите ЭПИТЕТЫ в предложениях :
(18)Он не собирался работать и не взял с собой масляных красок. (19)Он привёз только маленькую коробку с акварелью,не собираясь приступать к серьезной работе.
(24)Они бросали без сожаления этот пустынный, лесной и торжественный край, полный безымянных озёр и непролазных зарослей.
8.Из предложений 1-5 выпишите синонимы к слову РОДИНА.
9.В предложениях 1-11 найдите обращения,укажите номер(а) этих предложений.
10.Объясните написание НН в словах
ТОРЖЕСТВЕННЫЙ
ЛИШЕННЫЙ (смысла)
11. Объясните правописание выделенных букв в словах:
собИраясь
прИступать (к работе)
прЕвращеННую
масляНых
12.Определите средство выразительности в предложении:
Лёгкие тени ветвей дрожали на чистом полу, а за дверью разлилась тихая синева.
– Эх, Берг, сухарная душа! – с тяжёлым укором говорили ему друзья.
Встретились в очереди за молоком две частицы.
- Давайте знакомиться, - сказала одна из них, - я формообразующая частица Давайте.
- А я отрицательная частица НЕ, - отвечала другая.
- Мы обе частицы, а значит, родственники, но почему-то я никогда вас не встречала.
- А я с вами и не собиралась встречаться, - нагрубила в ответ Давайте. - Лучше пропустите меня вперед, а то мне может не хватить молока.
- С какой это стати я должна вас пропустить вперед? Между прочим, я знатная особа, и у меня широкие связи.
- А я знакома с ГЛАГОЛОМ! И ему, образуя повелительное наклонение. У меня есть подруги - частицы ПУСТЬ, ДАВАЙ, ПУСКАЙ и многие другие. Вместе с ними мы ходим по вечерам в Клуб формообразующих частиц.
- ГЛАГОЛ и мой друг, - промолвила НЕ. - Я ему при образовании отрицаний, так что стойте на своем месте и молчите.
Тут пришла их очередь получать молоко. Частице НЕ налили полный бидон, а Давайте молока не хватило.
- Давайте мне молоко! - закричала Давайте. - Я тоже имею право его получить.
- Не дам, - ответила НЕ, - мне еще дочку НИ кормить нужно.
И частица НЕ ушла, оставив опечаленную Давайте на улице.
Задание 6.
Исправлено:
1. Автор описывает событиЯ послевоенного времени.
2. Когда он собирался в школу, у него пропал учебник.
5. После длинного гудка набирается номер абонента.
(Услышав длинный гудок, набирайте номер абонента.)
7. По приездЕ в Москву мы заселились в гостиницу.
9. Согласно расписаниЮ в седьмом классе сейчас урок математики.
10. После выбора пьесы началось распределение ролей.
Задание 7.
Предложение, в котором нужно поставить одну запятую:
3) В кабинет можно пройти через гостиную, обставленную старинной мебелью.
7) В нижнем течении реки мы нашли старую запруду, преградившую животным дорогу к водопою.
10) Уже в лицее в Пушкине ценители почувствовали молодого орла, расправляющего крылья для полёта.
**Запятая (во всех трёх случаях) выделяет причастный оборот , стоящий после определяемого слова, в конце предложения.
Задание 8.
Предложение, в котором необходимо поставить две запятые:
4) Друзья, вы делаете доброе дело обустроить место вокруг родника.
7) Михаил, куда ты дел конфеты, купленные мамой?
** В 4-м и 7-м 1-запятая выделяет обращение в начале предложения, 2-я запятая – причастный оборот в конце предложения.
9) Через леса, поля и степи к стройкам идут поезда, гружённые оборудованием и машинами.
**1-я запятая разделяет однородные обстоятельства, 2-я – выделяет причастный оборот в конце предложения.
15) Растаяв на солнышке, снег превращается в стремительные, бурные потоки воды.
**1-я запятая выделяет деепричастный оборот в начале предложения, 2-я – разделяет однородные определения.