Пунктуация в сложноподчинённом предложении
Задание 1. Проанализируйте предложения и укажите в них главную часть и придаточную (используйте символы и образцы из документа «Теория и правила»). Выделите полужирным шрифтом союзы или союзные слова, с которых придаточная часть присоединяется к главной. Подчеркните грамматические основы каждого предложения. Расставьте знаки препинания. После каждого предложения в скобках укажите тин придаточного.
1. Я видел перед собой первобытного охотника который всю жизнь провел в тайге.
2. Было решено что завтра мы с Дерсу пойдем пешком.
3. Кругом было так темно что в двух шагах нельзя было рассмотреть человека.
4. Я решил встать на бивак там, где остались лошади.
5. Мы спустились в долину и как только нашли воду тотчас же остановились.
6. Решено было идти завтра если дождь перестанет.
7. Весь день мы на месте потому что сушили имущество.
8. Чтобы вода не заливала огонь пришлось подкладывать в костер больше дров.
9. В сонном воздухе слышались какие-то звуки точно кто-то вздыхал и шептался.
10. Мы не видели ни одного животного хотя козьих и оленьих следов попадалось много.
Задание 2. Расставьте знаки препинания в следующих предложениях:
1. Перед нами необозримое желтое поле, край которого вдалеке замыкался синим лесом.
2. Иногда в экспериментах используются задачи, логическая структура которых не имеет аналогов в реальной жизни.
3. Самое гигантское животное на земном шаре питается всякой мелочью вес которой составляет всего доли грамма.
4. Мышление обеспечивает человека правильно реагировать на новую ситуацию для разрешения которой нет готового рецепта.
5. Каждый писатель является психологом в задачи которого входит понимание мотивов поступков героя и раскрытие его души.
Задание 3. Выпишите из художественных произведений русской литературы 5 сложноподчиненных предложений с одним придаточным. Укажите тип придаточного, выделите союз или союзное слово, с которого придаточное присоединяется к главному. Обозначьте границы придаточного и главного предложения.
1) С
2) Д
3) А
4) В
1. Сравнение -- сопоставление признака одного предмета/существа с признаком другого предмета/существа. Чаще всего для этого используется словно, как, подобно...
Перо сияло, как бы том покое было зажжено великое множество свеч.
Серый Волк с Иван Царевичем побежал так скоро, как стрела.
2. Гипербола -- сильное преувеличение для создания атмосферы и образа.
"Вот об землю царь стукнул палкою,
И дубовый пол на полчетверти
Он железным пробил наконечником.
Образ царя, благодаря гиперболе, становится более грозным.
3. Олицетворение -- перенесение качеств живого существа на неживой предмет.
Облака (неживое) плывут (действие живого)
Солнце (неживое)смеётся (Действие живого)
Цветок (неживое) смотрел (действие живого) на солнце.
4. Эпитет -- красочное определение, используемое для описание предметов/существ.
Красная девица
Чудище поганое
Травы шёлковые
Дворцы белокаменные
1) Он говорит, он учит, он бывает строг, он оценки ставит, приходит на урок: 7 букв (учитель).
2) Она может писать по разному и красным и синим и черным: 5 букв (ручка).
3) В нем мы читаем правила, смотрим задачи: 7 букв (учебник).
4) Туда мы ходим каждый день и получаем знания от учителей: 5 букв (школа).
5) Нас учат наши учителя дают с собою: 6 букв (знания).
6) Учитель палкой водит по доске : 6 букв (указка).
7) Сидим мы с Машею вдвоем за нашим письменным столом: 5 букв (Парта)
8) Каждый день и каждый час, мы учиться ходим в ... 5 букв (класс).
9) С первого класс каждый из нас в школе получает: 11 букв (Образование).