Работа с текстом 1)Когда человек выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем
невольно дает себе оценку. (2)По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его
самооценке, низкой или высокой.
(3)Если человек рассчитывает приобрести материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих
материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как
часть своего мебельного гарнитура…
(4)Если человек живет, чтобы людям приносить добро, облегчать их страдания при болезнях,
давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. (5)Он ставит себе
цель, достойную человека.
(6)Только жизненно необходимая цель позволяет человеку продолжить свою жизнь с
достоинством и получить настоящую радость. (7)От ошибок никто не застрахован. (8)Но самая
главная ошибка – неправильно выбранная главная задача в жизни: это ошибка роковая. (9)Не
повысили в должности – огорчение. (10)Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение.
(11)У кого-то лучшая мебель или машина – опять огорчение.
(12)Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает гораздо больше
огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. (13)А что может потерять человек, который
радовался каждому своему доброму делу? (14)Важно только, чтобы добро, которое человек
делает, было бы его внутренней потребностью. (15)Поэтому главная жизненная задача не должна
быть замкнута только на собственных удачах, она должна диктоваться добротой к людям,
любовью к семье, к своему городу, к своему народу, ко всей вселенной.
(16)Означает ли это, что человек должен жить, как аскет, не заботясь о себе, ничего не
приобретать и не радоваться повышению в должности? (17) Отнюдь нет!
(18)Человек, который совсем не думает о себе, явление ненормальное: в этом есть какое-то
показное преувеличение своей доброты и бескорыстия.
(19)Поэтому речь идет лишь о главной жизненной задаче.
(20)А ее не надо подчеркивать в глазах остальных людей. (21)И одеваться можно хорошо, но не
обязательно лучше других. (22)И библиотеку нужно составлять, но не обязательно большую, чем
у соседа. (23)И машину хорошо приобрести. (24)Только не надо второстепенное превращать в
первостепенное.
Задание:
. В каком предложении текста наиболее полно отражена основная мысль?
1) 5, 2) 11, 3) 9, 4) 15
2 Какой(-ие) тип(ы) речи представлен(ы) в тексте.
1) рассуждение и описание,
2) рассуждение и повествование,
3) рассуждение,
4) повествование.
3 Укажите предложение, в котором использованы антонимы.
1) 3, 2) 2, 3) 6, 4) 8
XI. Работа с заданием В8
В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы
анализировали. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Вставьте
на месте пропуска цифры, соответствующие номеру термина из списка.
В этом письме из цикла “Цель и самооценка” Д. Лихачев рассуждает о цели в жизни. Он
анализирует нравственные категории, используя для этого (предложения 3, 4) и
2. Это слово должно быть на месте пропуска в восьмом предложении текста: в) Только.3. Грамматические основы из восьмого предложения: 1) несколько елей, пихт (да) кедров свидетельствовали; 2) сирени, акации, тополи (и) тысячи цветов выращены.
4. Номера предложений, в которых причастный оборот НЕ ЯВЛЯЕТСЯ обособленным членом предложения: 1), 2), 3). 1) недавно распустившихся; 2) тяжело набухшими; 3) Подстриженные щёткой
5. Слово ВЫРАЩЕНЫ (из 8-го предложения) является: кратким причастием.
1, 6.
Настало время,(1) когда, не заслоняя моей первой влюбленности, в круг интересов вступил Политехнический музей. Наряду с рано проснувшимся интересом к изобразительному искусству все сильнее говорила во мне тяга к миру действительному, ко дню сегодняшнему, ко всему,(6) что меня окружало. На моем веку извозчиков сменило такси, появились автобус, метро, троллейбус, электричка, бульдозер. Бурно развивались авиация, радиотехника…Это было уже моим реальным миром, Политехнический музей стал притягивать меня и моих друзей, как магнит.
4. Все цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью:
3, 4.
На уроках литературы, конечно, в первую очередь надо читать. Читать вслух вот те самые замечательные книги,(3) которые в школе проходят,(4) чтобы глагол этот не проявился в более известном значении мимо и оставили за собой, позади. Некоторые особо бойкие ученики пишут сочинения, так и не прочитав ни «Евгения Онегина», ни «Горя от ума», ни «Капитанской дочки».
5. Все цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью:
2, 3, 4.
И с того дня я дала себе слово больше не читать «фантастику». И держала зарок – представьте себе! – до конца университета. Боялась тратить драгоценное время не на чтение, а на чтиво. До тех пор,(2) пока приятель не сказал мне,(3) что это я напрасно. И я узнала от него,(4) что давно появились три прекрасных фантаста: Станислав Лем, Айзек Азимов и Брэдбери. И после этого всех их прочла и восхитилась.
6. Все цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью:
1, 2, 3, 5, 6.
Когда укладывали телеграфный кабель между Европой и Америкой,(1) он отозвался на это историей о «Великом морском змее». И начал он ее строками,(2) в которых старое перемешано с новым: «Жила-была маленькая рыбка из хорошей семьи. Как она называлась,(3) я не помню, и ты, (5) если хочешь узнать,(6) обратись к ученым».
7. Все цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью:
1, 5.
Я взял из больничной библиотеки «Записки охотника» и прочитал страниц пять, (1) и книга показалась мне втрое скучнее, чем прежде. Больше всего на свете мне захотелось, чтобы не было этого решения. Но я дал себе слово, даже его под одеялом,(5) а слово нужно держать. Я прочел «Записки охотника» и решил, что Кораблёв врет. У меня сильная воля.