Работа с текстом (отрывок из рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»). Выразительное чтение текста
(1) Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет двадцать пять или около того; я хорошо помню ее правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами; тугую, редко раскрывающуюся до конца улыбку и совсем черные, коротко остриженные волосы. (2) Но при всем этом не было видно в ее лице жесткости, которая, как я позже заметил, становится с годами чуть ли не профессиональным признаком учителей, даже самых добрых и мягких по натуре, а было какое-то осторожное, с хитринкой, недоумение, относящееся к ней самой и словно говорившее: интересно, как я здесь очутилась и что я здесь делаю?
(3) Стыдно сейчас вспомнить, как я пугался и терялся, когда Лидия Михайловна, закончив наш урок, звала меня ужинать. (4) Будь я тысячу раз голоден, из меня пулей тут же выскакивал всякий аппетит. (5) Садиться за один стол с Лидией Михайловной! (6) Нет, нет! (7) Лучше я к завтрашнему дню наизусть выучу весь французский язык, чтобы никогда больше сюда не приходить. (8) Кусок хлеба, наверное, и вправду застрял бы у меня в горле. (9) Кажется, до того я не подозревал, что и Лидия Михайловна тоже, как все мы, питается самой обыкновенной едой, а не какой-нибудь манной небесной, – настолько она представлялась мне человеком необыкновенным, непохожим на всех остальных.
Задания к тексту.
1. Определим тему текста.
2. Какова основная мысль текста?
3. К какому стилю языка принадлежит этот фрагмент рассказа?
4. Определите тип речи.
5. Какие средства связи слов в предложении использует автор?
6. Найдем фразеологический оборот, встретившийся в тексте.
7. Каково его значение?
8. Какие предложения по цели высказывания встречаются в этом тексте?
9. А по эмоциональной окраске?
10. По структуре? Простых предложений больше или сложных?
Загрязнение атмосферы Земли или Загрязнение воздуха[1] — происходит, когда в атмосферу Земли попадают вредные или избыточные количества веществ, включая газы (такие как диоксид углерода, монооксид углерода, диоксид серы, оксиды азота, метан и хлорфторуглероды), частицы (как органические, так и неорганические) и биологические молекулы. Это может вызвать заболевания, аллергию и даже смерть для людей, это может также нанести вред другим живым организмам, таким как животные и продовольственные культуры, и может нанести ущерб естественной или искусственной экосистеме (среде). Как человеческая деятельность, так и природные процессы могут вызывать загрязнение воздуха.
Лучик пробежал и осветил. - грамматическая основа предложения.
(Что?) Лучик -подлежащее,выраженное существительным()
Лучик(что сделал?) пробежал,осветил -однородные сказуемые,выраж.глаголами ().
Лучик (какой?) солнечный-определение,выраж.прилагательным()
Пробежал (где?) по верхушкам -обстоятельство,выраж.сущ.(_._._._)
По верхушкам (чего?) деревьев -дополнение.выраж.сущ.(- - - - - - )
Осветил (что?) полянку-дополнение,выраж.сущ(- - - - - - -)
Полянку(какую?)лесную -определение,выраж.прилагательным.()