РАСПИШИТЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ: ЭПИТЕТЫ, МЕТАФОРЫ, СРАВНЕНИЕ, ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ.
Прочитайте текст, посвященный картине И. Левитана. Какие языковые средства использует автор для характеристики колорита? О Объясните значение выражений тёплые тона, холодные тона.
Левитан обращался к любимому времени года не раз («Март», «Первая зелень. Май», «Беспал и др.). В конце 90-х годов была создана одна из самых трогательных картин художника — «Весна. Большая вода». Он пишет весну, уже вступившую в свои права, когда только что стаял снег и разлились реки, однако деревья стоят ещё голые, не успевшие покрыться пушистой зеленью. Гибкие стволы и ветки молодых деревьев образуют прозрачное кружево, лёгкую пелену, наброшенную на пейзаж, который благодаря этому лишается определённости своих очертаний, кажется почти невесомым. При этом он не становится призрачным, не лишается реальности. Вся картина построена на холодных светло-голубых тонах воды и неба и тёплых рыжевато-песочных тонах деревьев и береговой полосы. Отсюда рождается ощущение рас в свежем весеннем воздухе тепла. Картина наполнена воздухом, в сущности и сама «большая вода* выглядит, как опрокинутое небо. Отражение берёзок в прозрачной воде как бы составляет их продолжение: они растворяются п воде своими корнями, а их розовые ветки сливаются с голубизной неба. Полное безлюдье почувствовать тишину, разлитую вокруг, и погрузиться в созерцание внутренней жизни природы. Но присутствие человека ощущается в картине (оставленная у берега лодка, деревня в отдалении) и делает её еще более задушевной. Жизнь возрождается, и жить хорошо, как бы говорит художник. (По В. Прыткову.)
Могучий дуб-великан сказал однажды тростинке:
— НесчасТная! Как ты слаба! Как мне жаль тебя! Малейшее дуновение ветра — и ты трЯсёшЬся, шатаешься, качаешЬся и так пригибаешЬ себя к земле, что страшно за тебя становиТСя. То ли дело я — возвышаюсь над всем лесом. Я смеюсь над бурями, когда обрушиваеТСя на меня жестокий вихрь, я даже НЕ наклоняюсь НИсколько.
— Напрасно ты так печалишЬся и так надеешЬся на себя, — отвечала тростинка. — Ты держишЬся до поры до времени. Рано или поздно ты сломаешЬся от бури.
НЕ успела тростинка вымолвить этих слов, как налетел НЕбывалый ураган и переломил дуб.
Определите основную мысль.
Самоуверенность, насмешка над другими, пренебрежение всегда заканчиваются плохо.
О чем задумались, познакомившись с диалогом?
В этом маленьком диалоге - большой урок всем людям:
уважай других;
будь бдительным;
не возвышайся над теми, кто слабее тебя;
будь гордым и уверенным, но не горделивым и самоуверенным.
Орфографический комментарий.
Помни о таких орфограммах: "Непроизносимые согласные в корне слова"; "Мягкий знак после шипящих в глаголах 2-го лица ед. числа"; "Правописание -тся, - ться в глаголах"; "Правописание частицы не".
2. Н.ф.:молодой
признаки: неодушевленное, качественное прилагательное, женский род, единственное число, именительный падеж.
3. Сосна (какая?) молодая(подчеркиваем волнистой линией(в предложении является определением))
1. Меховое-имя прилагательное, пальто (какое?) меховое
2. Н.ф.: меховой
признаки: неодушевленное, средний род, единственное число, именительный падеж.
3. Пальто (какое?) меховое(подчеркиваем волнистой линией(в предложении является определением))
1. Большая-имя прилагательное, груша (какая?) большая
2. Н.ф.: большой
признаки: неодушевленное, единственное число, женский род, именительный падеж.
3. Груша (какая?) большая(подчеркиваем волнистой линией(в предложении является определением))
1. Детские-имя прилагательное, вещи (какие?) детские
2. Н.ф.:детский
признаки: неодушевленное, множественное число, винительный падеж.
3. Вещи (какие?) детские(подчеркиваем волнистой линией(в предложении является определением))