Решите к.р! Срок сдачи ограничено. 9 класс
1.Укажите неправильное утверждение:
А) По времени появления и употреблению слова русского языка делятся на устаревшие(архаизмы и историзмы) и неологизмы.
Б) Публицистический стиль обслуживает сферу науки,техники ,учебного процесса,используется в начных докладах,характеризуетя точностью,логичностью,включает термины.
В) Традиционный принцип орфографии регулирует написание слов,требующих справок из истории языка и письма.
2.Укажите группу слов с безударной чередующейся гласной в корне:
А)пл…вец, сотв…рить, покл…ниться;
Б)подр…сти, изл…гать, к…сательная;
В)запл…тить, ст..рожилы, прит…иться.
3.Укажите группу слов с буквой и в приставке:
А)пр…рывистый, пр…секать,пр…забавный;
Б)пр…задуматься,пр…днепровский, пр…коснуться;
В)пр…лежный, пр…ятный,пр…мьер.
4.Укажите группу имен прилагательных с буквой и в окончании:
А) видеть в зеркал…, ходить в костюм…, спорить об иде…;
Б) гремуч…й смесью, пахуч…му ландышу,горяч…го кофе;
В)столетн…ми дубами, свеж…м сеном, над последн…м заданием.
5. Укажите группу слов с буквой о в корне после шипящих и ц:
А)приш…л, ш…лковый, ш…рстка;
Б)горяч…,реч…нка, этаж…м;
В)обж…ра,ш…фер, ц…канье.
6. Укажите группу имен прилагательных, в которых пишется одна н:
А)серебря…ое (кольцо), лебеди…ая (песня), ю…ый пианист;
Б)(идея)обдума…а, вяза…ая ( шапочка), оси…ое (жало);
В)обдума…ый(ответ), торжестве…ое (собрание),маши…ое масло .
7.Укажите предложение с причастием, которое с не пишется раздельно:
А) Наталья как-то мудро и (не)обидно погладила меня по голове.
Б) Высоко в небе летели птицы,туда, к (не)замерзающим берегам.
В) Сверху нас поливал ни на минуту (не)прекращавшийся холодный осенний дождь.
8. Укажите группу слов,пишущихся через дефис:
А) (двенадцати) , (пол)пути, (до)низу;
Б)(мало)помалу, (где)нибудь, (северо)западный;
В)(кое)(для)кого, (с)разбегу, успеешь(ли).
9. Укажите предложение, в котором необходимо поставить запятые и тире при однородных членах предложения (знаки не расставлены):
А) Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика то раздолье удалое то сердечная тоска.
Б) Сзади с боков спереди отовсюду раздавались размеренные удары топоров и пронзительные голоса пил.
В) Никита бабушки не было а остальные пили чай на веранде.
10.Дополните предложение Огни еле-еле освещали дорогу…
А) обособленным определением;
Б) обособленным обстоятельством;
В) превратив его сложноподчиненное предложение;
Г) превратив его сложное бессоюзное предложение.
Старшие братья позже обучили меня рыбалке. (4) Кручённую леску
они мастерили из волоса надёрганного с конского хвоста (затем со-
единяли её с крепкой нитью. Крючьки искуствено выковавал Степан наш
местный кузнец. Он(же) сделал нам и острогу наточенную лёгкую,
что(бы) рыбу ей бить.
На носу челна устраивали (не)большое кострище. Тихо плывя по
заведям реки высматривали(2) стоящую в воде рыбину. Жах острогой и
вот на ней уже бьётся щука судак или сазан, Скинешь рыбину с остро-
ги и бросишь на дно челна.
Нравилось мне с братьями сёстрами ис сельской детв..рой в лес по
ягоды бегать скорзиной. Её полную лесных даров торжественно
проносили домой. Ягоды разкладывали в миску заливали молоком и
мы хлебали вкуснатищу прислащённую мёдом. Или взрослые из
тех(же) ягод готовтли варенье на меду.
(По Ю. И. Чичёву)
Нужны ли синонимы языку? Казалось бы, гораздо удобнее, чтобы каждая вещь имела одно единственное название. Откуда же и зачем появляются синонимы? ответ отнюдь не лежит на поверхности.
О богатстве речи можно судить по тому, как мы используем синонимы родного языка. Синонимы обладают большой смысловой выразительностью, служат важным средством обогащения языка.
Синонимы избежать повторения одних и тех же слов, оживляют и разнообразят речь передаче тончайших смысловых оттенков. Но писатели не механически заменяют повторяющееся слово его синонимом, а учитывают при этом смысловые и экспрессивные оттенки используемых слов.
Таким образом, употребление синонимов делает нашу речь более точной, яркой и выразительной. Умелое использование синонимов – один из признаков точной и выразительной речи.