С ДИКТАНТОМ С ГРАММАТИЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ!!
1)Однажды утром я вышел на крыльцо и в изумлении замер: вчерашняя черная земля за ночь стала золотой. 2)Бледно-желтый свет поднимался от земли, засыпанной листьями.
3)Начиналось бабье лето. 4)Дни как бы сделались светлее и чище. 5)Воздух, трава, сухие ветки — все затянулось цепкой паутиной, которая тянулась с запада на восток (так дуют осенние ветры), и каждое утро тысячи маленьких паучков, как сказочные ткачи, покрывали всю землю своей пряжей.
6)Ледяное небо по ночам блистало созвездиями: Сириус сверкал в глухой воде озер, как синий алмаз; Сатурн подымался над безмолвием сосновых боров в осенние сумерки; Юпитер закатывался в лугах, за Окой, где уже вяли травы и почернели брошенные и ненужные осенью сенокосные дороги. 7)Иногда в полночь робкий дождь перешептывался в саду с листвой. 8)Я выходил на порог, прислушиваясь к сонному бормотанию дождя, и жалел милых друзей, оставшихся в Москве, потому что они не могли наслаждаться этой картиной.
9)Ночью мне снилась зеленая вода, покрытая листьями лип и берез. 10)Внезапно листья оживали, превращаясь в золотых плоских рыб, и с плеском и брызгами разлетались по воде, испуганные отражением бледного солнца.
Грамматическое задание:
1. Выпишите из текста слово с орфограммой "О и Ё после шипящих в корне слова"
2. Выпишите из текста слово с орфограммой "Правописание парных согласных в корне слова"
3. Выпишите из текста слово, в котором правописание суффикса определяется правилом "Одна Н пишется в суффиксах, -ан-, -ян-, -ин- прилагательных".
4. Выпишите бессоюзное сложное предложение со значением причины, составьте схему.
-Где? Что опять не так?
-Ты снова путаешься, никак не поймешь где пишется -тся, а где -ться. А ведь я столько раз объясняла тебе это правило!
-Я снова все забыл!
-Придется повторить!
-Я слушаю.
--тся в глаголах пишется тогда, когда... Когда?
-Не помню... может быть когда есть зависимое слово?
-Не говори ерунды, не знаешь, так слушай. Пишется, если глагол употреблен в 3л.
-Ах, точно!
-А когда пишется -ться?
-Н
-Ах, какой ты невнимательный! -ться пишется только в начальной форме!
-Теперь я буду знать
ответ: 1. Её лицо было грустно. - В этом предложении слово "грустно" является прилагательным в совершенной степени, так как отвечает на вопрос: каково? (полчеркивается волнистой линией)
2. Она смотрела грустно. - В этом предложении слово "грустно" является наречием, так как отвечает на вопрос: как? (подчеркиевается штрих-пунктирной линией)
3. Ей было грустно. - В этом предложении слово "грустно" тоже является прилагательным в совершенной степени, потому что тоже отвечает на вопрос: каково? (подчеркиевается волнистой линией)