с русским, 9 класс. Прочитайте текст, выполните задания.
(1)«Меня предал родной человек, меня предал лучший друг», - такие высказывания мы ,к сожалению, слышим довольно часто. (2)Чаще всего предают те, в кого мы вложили душу, кого любили. (3)Закономерность здесь такова: чем больше благодеяния, тем сильнее предательство. (4)В таких ситуациях вспоминается высказывание Гюго: (5) " Я безразлично отношусь к ножевым ударам врага, но мне мучителен булавочный укол друга".
(6) Многие терпят издевательство над собой, надеясь, что у предателя проснется совесть. (7)Но не может проснуться то, чего нет. (8)Совесть – функция души, а у предателя ее нет. (9)Предатель обычно объясняет свой поступок интересами дела, но, оправдывая первое предательство, можно совершить второе, третье...
(10)Предательство с точностью разрушает достоинство человека. (11)В результате предатели ведут себя по-разному. (12)Кто-то отстаивает свое поведение, пытаясь оправдать содеянное, а кто-то впадает в ощущение вины и страха перед надвигающимся возмездием. (13)В любом случае жизнь предателя становится пустой, никчемной, бессмысленной(?) и жить становится не для кого и не для чего.
1)Тема, идея.
2)Укажите номера ССП, определите значение по союзу.
3)Выпишите грамматическую(ие) основу(ы) предложений 5, 8.
4)Объясните постановку или отсутствие запятой в 13 предложении.
Деепричастие– это неизменяемая форма глагола, которая наряду с признаками глагола имеет признаки наречия.
Деепричастие, как и наречие, служит в предложении обстоятельством, поясняющим глагол. Сравните примеры:
1) Трезор бежал впереди и 2) Трезор бежал впереди,
помахивал хвостом, помахивая хвостом. (Н. О. )
В первом примере оба глагола: бежал и помахивал – являются сказуемыми. Во втором примере только глагол бежал является сказуемым, деепричастие же помахивая является обстоятельством образа действия, служащим для пояснения сказуемого; оно отвечает на вопрос как? (бежал как? – помахивая хвостом) . Вот ещё примеры, где, деепричастия, поясняя сказуемые, являются различными обстоятельствами: 1) Мы двинулись дальше (когда?) , отдохнув и покормив лошадей (обст. времени) . 2) Василиса Егоровна оставила меня в покое (почему?) , видя моё упрямство (обст. причины) . 3) Не суйся в воду (при каком условии?) , не зная броду (обст. условия) .
Деепричастия образуются от переходных и непереходных глаголов совершенного и несовершенного вида; они могут быть образованы от глаголов каждого из трёх залогов. : действительного, страдательного, среднего.
Так, от глагола читать (книгу) – переходного, действительного залога, несовершенного вида образовано деепричастие читая (книгу) ; от глагола остановиться – непереходного, среднего залога, совершенного вида образовано деепричастие остановившись; от глагола обсуждаться – страдательного залога, несовершенного вида образовано деепричастие обсуждаясь.
Деепричастия указывают время по отношению ко времени поясняемого действия. Деепричастия несовершенного вида, как правило, обозначают действия, одновременные с поясняемыми действиями: Мы идём разговаривая. Мы шли разговаривая. Мы будем идти разговаривая. Деепричастия совершенного вида обозначают действия, которые произошли раньше поясняемых действий: Поговорив, мы расходимся. Поговорив, мы разошлись. Поговорив, мы разойдёмся.