. Сделайте семантический, этимологический, словообразовательный анализ одного из глаголов, используя при этом лингвистические словари: этимологический словарь русского языка; Словарь русского языка под ред. С.И.Ожегова; Школьный словообразовательный словарь и другие. Общий текст должен быть написан в форме небольшого эссе. Пример текста:
«Бросать или брить?»
Каждое слово в языке проживает свою жизнь, как человек, долгую или короткую. Оно порой существует в языке веками, не меняя своей формы и значения, а порой умирает и рождается вновь, но уже в иной семантике. И часто это новое значение так прочно входит в наш обиход, что первоначальное, исконное забывается. Как человек оставляет после себя потомство, так и одно слово рождает другие, которые затем начинают жить самостоятельной жизнью. Этот процесс оживляет словарный запас языка, пополняет его, и русскому языку , нет равных по словообразовательным возможностям. Неслучайно его считают одним из самых богатейших, образных языков мира. Каждое слово в языке достойно своего определенного места, и каждое имеет свою историю.
Глагол БРОСАТЬ в современной форме и значении является собственно русским словом. Однако в памятниках, начиная с XVIII века, встречается древнерусское слово БРЬСНУТИ в значении «брить, скрести». Предполагаемое развитие значений этого слова следующее: «оголять, сбивать головки у льна, заставлять их лететь прочь — бросать».
В современном русском языке имеется несколько значений этого слова. «Словарь русского языка» под ред. А.П.Евгеньевой (М., 1984) дает пять основных. БРОСАТЬ: 1. Взмахом заставлять лететь, падать что-либо. (Бросать гранату.) 2. Быстро перемещать, направлять, посылать куда-либо.
(Бросать войска в бой.) 3. Устранять как ненужное, выбрасывать. (Бросать старые газеты.) 4. Уходить от кого-либо. (Бросать семью, работу.) 5. В сочетании с существительными жар, холод. (Бросать в жар.)
Если попытаться сделать словообразовательный анализ глагола БРОСАТЬ, то увидим, что он образован от глагола БРОСИТЬ при суффикса -А- (брос-а-ть).
Только от одного глагола БРОСАТЬ в русском языке образовано 43 слова (по данным «Школьного словообразовательного словаря»). Новые слова образованы префиксальным (забросить, набросать), а также суффиксально-префиксальным (добрасывать, набросок).
С глаголом БРОСАТЬ в языке функционируют 13 фразеологических оборотов, среди них наиболее распространенные и широко употребляемые: бросать перчатку; бросать камешек в чужой огород; бросать деньги на ветер. Глагол БРОСАТЬ может быть заменен синонимами, и тогда возникают новые словообразовательные ряды.
Ничто так не передаёт чистоты человеческих помыслов, как улыбка.
Жить - родине служить. Две капли брызнули в стекло. Смелый к победе
будет стремиться. Будущее принадлежит людям честного труда. Светлое завтра находится в наших руках. Пять - моя любимая цифра. Тихое ах выдало присутствие.
Объяснение: подчеркиванием выделено подлежащее,
а жирным шрифтом и подчеркиванием выделено сказуемое.
Ничто - местоимение
не передаёт - частица с глаголом
Жить - глагол
служить - глагол
две капли - числительное и существительное
брызнули - глагол
смелый - вроде как в данном контексте является существительным
будет стремиться - глаголы
будущее - существительное
принадлежит - глагол
завтра - существительное
находится - глагол
пять - числительное
цифра - существительное
ах - хз
выдало - глагол
Предложения с определениями, выраженными причастными оборотами:
2) "Нет== (ПГС) ни одной_ _ _ сферы_ _ _ жизни_ _ _ , /избежавшей влияния химии/~~ ", - сообщил== (ПГС) Владимир__ Григорьевич__ жюри_ _ _ .
Част, част, числ, сущ, сущ, прич, сущ, сущ, гл, сущ, сущ, сущ.
4) Время__ - драгоценный подарок== (СИС) , /данный нам/~~, чтобы стать== умнее==, лучше==, совершеннее== (СИС).
Сущ, прил, сущ, прич, мест, союз, гл, прил, прил, прил.
Предложения с обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами или деепричастиями:
1) Толик__ брёл== (ПГС) по знакомой~~ дорожке_._._ с неохотой_._._ , запинаясь_._._ и останавливаясь_._._ .
Сущ, гл, пред, прил, сущ, пред, сущ, дееприч, союз, дееприч.
3) Но пёс__, /получив угощение/_._._, перестал== вертеть== (СГС) хвостом_ _ _ , лёг== (ПГС) и начал== жевать== (СГС) котлету_ _ _ , /деликатно придерживая лапой/_._._ .
Союз, сущ, дееприч, сущ, гл, гл, сущ, гл, союз, гл, гл, сущ, нар, дееприч, сущ.
5) Волны__ несутся== (ПГС), гремя_._._ и сверкая_._._ .
Сущ, гл, дееприч, союз, дееприч.
Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено обособленными однородными деепричастиями.
подлежащее__
сказуемое==
определение~~
дополнение_ _ _
обстоятельство_._._
/границы причастного оборота/~~
/границы деепричастного оборота/_._._