Крупные капли дождя разбивались о землю, \ превращаясь в пыль и мельчайшие брызги\ ( -.-.-.) . Ветер все еще сильный ДУЛ теперь с востока,\ разметывая снежные и дождевые тучи\ ( -.-. ). Он работал спустя рукава. Старик сидел сгорбившись.\ То крылом волны кАсаясь\, то стрелой взмывая к тучам\, (-.-.-. , то .-.-.) он кричит. \Напившись чаю \и \полюбовавшись со своего крылечка на горы ,на утро и на Марьянку\, (-.-.- и -.-.-. ) он надевал оборванный зипун и отправлялся часу в шестом утра в лес. Здесь ,\между двух засеянных полей\,(уточнение -.-.- ) , \ пересекая бугор \, ( -.-.) оставалась неширокая полоса когда- то паханной, но потом заброшенной земли.(≈ , но ≈ ) Казаки расползались , \ища прикрытия\ и \выбирая место поудобнее\ ( -.-.-. и -.-. ). Огонь разорвавшейся возле него бомбы мгновенно осветил двух человек , \стоящих наверху\ ( ≈ ) , и белую пену зеленоватых волн, \ разрезаемых пароходом\ ( ≈ ). Тяжёлый, никем не слыханный грохот ( ≈ , ≈ ) потряс воздух. Чичиков только заметил сквозь густое покрывало лившего дождя что-то похожее на крышу. \Испуганный шумом \,барсук бросился в сторону и исчез из виду. дополнительное обстоятельственное значение (так как испуган шумом)
трудно: корень (∩) ТРУДН + суффикс (∧) О. Основа слова: трудно.
вцепились: приставка (¬) В + корень (∩) ЦЕП + суффиксы (∧) И, Л + окончание (☐) И + возвратный суффикс СЬ. Основа слова: вцепи_сь.
длинную: корень (∩) ДЛИН + суффикс (∧) Н + окончание (☐) УЮ. Основа слова: длинн.
муравьишка: корень (∩) МУРАВЬ + суффикс (∧) ИШК + окончание (☐) А. Основа слова: муравьишк.
втаскивает: приставка (¬) В + корень (∩) ТАСК + суффикс (∧) ИВА + окончание (☐) ЕТ. Основа слова: втаскива.
4) Выполните словообразовательный анализ слова ПРИОСТАНАВЛИВАЕТСЯ: приставка (¬) ПРИ [совершения действия не в полном объёме ] + останавливаться словообразования: приставочный.
5) Выполните синтаксический разбор предложения:
Муравьишка очень (_._._) спешит=, приостанавливается=, кружится=, разыскивает= дорогу (_ _ _) к своему (~) дому (_ _ _).
То крылом волны кАсаясь\, то стрелой взмывая к тучам\, (-.-.-. , то .-.-.) он кричит. \Напившись чаю \и \полюбовавшись со своего крылечка на горы ,на утро и на Марьянку\, (-.-.- и -.-.-. ) он надевал оборванный зипун и отправлялся часу в шестом утра в лес. Здесь ,\между двух засеянных полей\,(уточнение -.-.- ) , \ пересекая бугор \, ( -.-.) оставалась неширокая полоса когда- то паханной, но потом заброшенной земли.(≈ , но ≈ ) Казаки расползались , \ища прикрытия\ и \выбирая место поудобнее\ ( -.-.-. и -.-. ). Огонь разорвавшейся возле него бомбы мгновенно осветил двух человек , \стоящих наверху\ ( ≈ ) , и белую пену зеленоватых волн, \ разрезаемых пароходом\ ( ≈ ). Тяжёлый, никем не слыханный грохот ( ≈ , ≈ ) потряс воздух. Чичиков только заметил сквозь густое покрывало лившего дождя что-то похожее на крышу. \Испуганный шумом \,барсук бросился в сторону и исчез из виду. дополнительное обстоятельственное значение (так как испуган шумом)
Грамматическое задание:
1) Озаглавьте текст: Муравейник.
2) Выполните фонетический разбор слова:
ХВОЮ: 2 слога (хво-ю), ударение а 1-ом слоге (хво́ю), 4 буквы, 5 звуков.
х [х]: согласный, парн. твёрдый, непарн. глухой;
в [в]: согласный, парн. твёрдый, парн. звонкий;
о [о]: гласный, ударный;
ю [й']: согласный, непарн. мягкий, непарн. непарн. звонкий, сонорный;
[у]: гласный, безударный.
3) Выполните морфемный разбор слов:
трудно: корень (∩) ТРУДН + суффикс (∧) О. Основа слова: трудно.
вцепились: приставка (¬) В + корень (∩) ЦЕП + суффиксы (∧) И, Л + окончание (☐) И + возвратный суффикс СЬ. Основа слова: вцепи_сь.
длинную: корень (∩) ДЛИН + суффикс (∧) Н + окончание (☐) УЮ. Основа слова: длинн.
муравьишка: корень (∩) МУРАВЬ + суффикс (∧) ИШК + окончание (☐) А. Основа слова: муравьишк.
втаскивает: приставка (¬) В + корень (∩) ТАСК + суффикс (∧) ИВА + окончание (☐) ЕТ. Основа слова: втаскива.
4) Выполните словообразовательный анализ слова ПРИОСТАНАВЛИВАЕТСЯ: приставка (¬) ПРИ [совершения действия не в полном объёме ] + останавливаться словообразования: приставочный.
5) Выполните синтаксический разбор предложения:
Муравьишка очень (_._._) спешит=, приостанавливается=, кружится=, разыскивает= дорогу (_ _ _) к своему (~) дому (_ _ _).
Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено однородными сказуемыми.
Схема [ _ О, О, О, О ]. О - однородные сказуемые.
Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое =.
Второстепенные члены предложения: дополнение (_ _ _), обстоятельство (_._._), определение (~).
6) Выполните пунктуационный разбор предложения:
Ведь муравьи –(1) безобидные,(2) полезные жители= леса,(3) они истребляют= вредных насекомых.(4)
Тире (1) ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в и.п.
Запятая (2) ставится между однородными определениями [безобидные, полезные], связанными бессоюзно.
Запятая (3) ставится между частями сложносочинённого, бессоюзного предложения.
Точка (4) ставится в конце повествовательного, невосклицательного предложения.
7) Выполните морфологический разбор слова
| насекомых (каких?) вредных - прилагательное.
Н.ф.: вредный.
|| Постоянные признаки: качественное;
Непостоянные признаки: полная форма, множественное число, винительный падеж.
||| насекомых (каких?) вредных (определение ~)