Слово царя твёрже сухаря. Пошлёт на медведя пой- дёшь на медведя, а куда деваться надо, Федя! Или дичь
и рыба или меч и дыба.
Пришлось идти Федоту через лес и болото, да всё
зазря - ни куропатки, ни глухаря! Устал, нет мочи, да
и дело к ночи.
Вдруг видит птица, лесная голубица, сидит, не
таится, ружья не боится...
Он завистлив, зол, жесток. Вместе с тем великодушен, иногда добр, то есть поддаться доброму чувству, благородно защищает княжну от посягательств толпы. Он безупречно честен наедине с собой, умен. В результате читатели как бы привыкают многое извинятьему, а кое-что и вовсе не замечать.
Белинский защищает Печорина и фактически оправдывает его, поскольку "в самых пороках его проблескивает что-то великое". Но все доводы критика скользят по поверхности печоринского характера. Иллюстрируя слова Максим Максимыча: "Славный малый, смею вас уверить, только немного странен… ", Лермонтов смотрит на своего героя как на явление исключительное, поэтому первоначальное название романа-"Один из героев нашего века"-было отброшено. Иными словами, Печорина ни с кем нельзя смешивать, тем более с самим поэтом.
Печорин выразил "действительную скорбь и разорванность тогдашней русской жизни, печальный рок лишнего, потерянного человека".
Герой проходит через всю книгу и остается неузнанным. Человек без сердца - но слезы его горячи, красоты природы опьяняют его. Он совершает дурные поступки, но только потому, что от него ждут их. Он убивает оболганного им человека, а перед тем первый предлагает ему мировую.
Дурные поступки совершать всякий. Сознавать себя палачом и предателем- дано не каждому.
Печорин жесток и эгоистичен. Мы видим это уже в первой главе - он похищает Бэлу лишь из-за того, что эта девушка приглянулась ему. Чуть позже Лермонтов описывает, как Печорин отнесся при встрече к своему старому другу, Максиму Максимычу - он холоден со штабс-капитаном, как будто они не были никогда близкими друзьями.
Так же он поступает и с Мери - он начинает ухаживать за ней, только чтобы развлечься, и ему безразличны чувства девушки.
Печорин полон сил, в нем присутствуют, помимо жестокости, и хорошие качества - такие как ум, находчивость, наблюдательность. Но он не может найти им применения, в большинстве случаев эти качества приносят только несчастья, как, например, в случае с "честными контрабандистами". Кажется, всем, с кем общается, Печорин приносит одни несчастья - по его вине убивают Бэлу, Вера и княжна Мери страдают от неразделенной любви к Григорию Александровичу, а Грушницкий пал от его же руки. И даже Вулич погибает - погибает после того, как Печорин сказал тому о его скорой смерти.
Возможно, Печорин смирился с тем, что приносит людям только горе и страдания, а потому он не верит ни в любовь, ни в дружбу. Он верит только в себя - и любит только себя, не отказывая себе ни в чем. Но, стоит заметить, стал он таким не сам - таким его сделало общество. В своем дневнике Печорин писал, что в детстве он говорил правду, но ему не верили. И он стал лгать. Он пытался любить весь мир, но над его благородным стремлением смеялись, и он стал этот мир ненавидеть. "Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом: лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли... Я сделался нравственным калекой..." - пишет Григорий Александрович в своем дневнике.
Это все должно было бы вызывать жалость в читателе, но Печорин, привыкший отталкивать от себя людей, отталкивает от себя и людей, читающих это произведение. Как только читатель начинает верить, что Печорин на настоящие чувства, что он не до конца похоронил их в себе, как, например, в эпизоде, когда он посреди ночи скачет по дороге в Пятигорск, пытаясь догнать Веру - Григорий Александрович тут же все портит.
И достаточно много в наше время таких же людей, как Печорин - умных, амбициозных, но презирающих всевозможные чувства, кроме, разве что, ненависти. И Лермонтов будто в воду глядел, называя свой роман "Герой нашего времени", - ведь в каждом веке, в каждом времени найдется такой вот герой, похожий на Печорина, человек, который все никак не найдет себя.