Когда в семье рождался грудной ребенок, родители, посоветовавшись между собой, шли к соседям или односельчанам и предлагали им принять участие в крещении ребенка. По обычаю, от такого предложения не принято было отказываться. Поэтому часто один и тот же человек принимал участие в крещении нескольких грудных детей.
Большей частью крестными избирали людей авторитетных и уважаемых. Прежде чем осуществить обряд крещения в церкви, крестные родители пеленали грудного ребенка: крестная мать специально приносила пеленку – изготовленное льняное полотно, и вместе шли к священнику. Он осуществлял обряд крещения и давал имя новорожденному. Для этого в церковном календаре на каждый день есть имена как мужского, так и женского рода.
Вечером родители приглашали на торжество, которое называют крестинами. Для этой оказии варили в глиняном горшке крутую пшенную кашу. Кроме крестных родителей в крестинах принимали участие ближайшие соседи и родственники, а также бабушка, которая принимала роды. Ведь когда-то в селах не было ни больниц, ни акушеров. Эту операцию осуществляли опытные женщины, которых в народе называли повитухами или пупорезами.
За гостеприимным столом участники обряда желали ребенку здоровья, счастье, ума, а родителям – семейной радости. В конце рекомендовалось выкупить кашу. Присутствующие собирали деньги, но больше всех должен дать крестный отец.
Каждому гостю предлагали попробовать пшеницу. А родители и крестные должны были обращаться отныне друг к другу только на “вы”, называя кумом или кумой. По обычаям, кумовство приравнивалось к кровной родне. Кумовья, как правило, не имели права ругаться и переходить на “ты”.
Традиционно взаимоотношения между крестниками и крестными были тесными. В случае, когда умирал родной отец или мать, то обязанности по воспитанию брали на себя кумовья.
В свою очередь крестники накануне Рождества обязательно приносили крестным родителям пироги: так называемый ужин, первыми посевали или колядовали накануне Нового года. В Пасхальные праздники крестные дарили своим детям пасхальные яйца, писанки или другие вещи.
Вот такие интересные обычаи, связанные с крестинами, были когда-то у нашего народа. Они свидетельствуют о той высокой роли, которую играли в жизни детей вторые после родных, именно крестные, родители.
Большей частью крестными избирали людей авторитетных и уважаемых. Прежде чем осуществить обряд крещения в церкви, крестные родители пеленали грудного ребенка: крестная мать специально приносила пеленку – изготовленное льняное полотно, и вместе шли к священнику. Он осуществлял обряд крещения и давал имя новорожденному. Для этого в церковном календаре на каждый день есть имена как мужского, так и женского рода.
Вечером родители приглашали на торжество, которое называют крестинами. Для этой оказии варили в глиняном горшке крутую пшенную кашу. Кроме крестных родителей в крестинах принимали участие ближайшие соседи и родственники, а также бабушка, которая принимала роды. Ведь когда-то в селах не было ни больниц, ни акушеров. Эту операцию осуществляли опытные женщины, которых в народе называли повитухами или пупорезами.
За гостеприимным столом участники обряда желали ребенку здоровья, счастье, ума, а родителям – семейной радости. В конце рекомендовалось выкупить кашу. Присутствующие собирали деньги, но больше всех должен дать крестный отец.
Каждому гостю предлагали попробовать пшеницу. А родители и крестные должны были обращаться отныне друг к другу только на “вы”, называя кумом или кумой. По обычаям, кумовство приравнивалось к кровной родне. Кумовья, как правило, не имели права ругаться и переходить на “ты”.
Традиционно взаимоотношения между крестниками и крестными были тесными. В случае, когда умирал родной отец или мать, то обязанности по воспитанию брали на себя кумовья.
В свою очередь крестники накануне Рождества обязательно приносили крестным родителям пироги: так называемый ужин, первыми посевали или колядовали накануне Нового года. В Пасхальные праздники крестные дарили своим детям пасхальные яйца, писанки или другие вещи.
Вот такие интересные обычаи, связанные с крестинами, были когда-то у нашего народа. Они свидетельствуют о той высокой роли, которую играли в жизни детей вторые после родных, именно крестные, родители.