Содержимое разработки

Презентация к уроку русского языка на тему : «Доказательства в рассуждении». (Подготовка к сочинению-рассуждению).
Урок развития речи в 5 классе
учитель русского языка
и литературы МОУ Тоншаевская СОШ
Поплаухина Елена Николаевна
2014-2015 учебный год

Цели урока:
1.Повторить типы речи, их признаки.
2. Показать роль доказательства в рассуждении, научить приводить убедительные доказательства.
3.Развивать стремление правильно выражать свои мысли в устной и письменной речи.
4. Умение использовать разнообразные языковые средства.
5.Обогащать словарь учащихся лексикой определенной тематики.

Терминологический диктант
Запишите названия типов речи .
1) Вам сообщили о том, как выглядит предмет, и показали одно его изображение, а также вы услышали массу определений.
2) Вам объясняли и доказывали, нарисовать
сказанное было невозможно, употребляли слова: во-первых, значит, следовательно,
поэтому.
3) Вам сообщили о событии в том порядке, в котором оно свершилось, все
эпизоды произошедшего представили в нескольких рисунках, при этом речь говорящего была насыщена глаголами.

Словарная работа. Запись лингвистических терминов.
Типы речи: описание,
рассуждение,
повествование.
Текст, тема текста,
абзац.

Повторение типов речи
Какой из текстов является
повествованием,
описанием,
рассуждением?
Докажите!

Определить тип речи
Море может быть разным. То оно спокойное ласковое задумчивое. И тогда расстилается перед вами безбрежное, лазоревое. А то вдруг вдыхает полной грудью, становится тёмно-синим… И вот уже не белые барашки бегут наперегонки, а грозные, чёрные валы с белыми гребнями обрушиваются сердито на песчаный берег.
Описание

Определить тип речи
Ранней весной четверо мальчиков плыли вниз по реке. Неожиданно загремел гром, налетел ветер, хлынул дождь. Ребята испугались грозы, быстро подогнали лодку к берегу и убежали в город. Только один не покинул лодку. Он налёг на вёсла и поплыл. Мальчику казалось, что он не доберётся до пристани, ведь дождь хлестал по лицу, ладони вспыхнули, сильно болели руки. Он напряг все силы. Добравшись наконец до цели, он поставил лодку на место и крепко привязал её верёвкой.
Повествование

Определить тип речи
Январь – самый лютый месяц зимы.
В эту пору бывают самые сильные морозы. Крепкий лёд сковал реки. Особенно трудно птицам и животным, которым нечего есть. Снега выпадает много. В самые сильные метели легко сбиться с пути.
Когда же бывают самые трескучие морозы? На Крещение. В самые трескучие морозы в январе даже птицы замерзают в воздухе, деревья трещат.
Вот почему январь называют самым лютым месяцем года.
Рассуждение

Изучение нового материала
1.Какую тему мы записали в тетрадях?
2. На какие вопросы отвечают тексты-рассуждения ?
(Почему? Что такое? Как быть? Что делать?)

Рассуждать – значит доказывать
Схема сочинения-рассуждения
Доказательства:
аргументы
примеры
Что из этого следует?
ТЕЗИС
Почему?
ВЫВОД

Средства связи частей текста
I. Тезис.
Докажем это. Это можно доказать так... Почему. И вот почему. Это объясняется следующим.
II. Доказательство.
1. Во-первых, ... Например, ... 2. Во-вторых, ... К примеру, ... 3. В третьих, ... Допустим: ...
III. Вывод.
Итак, ... Обобщим все сказанное. Таким образом, ... Следовательно, ...
Быть интеллигентным очень нужно,ведь столь важно,как к тебе относятся окружающие.