Солимпиадой по языку 8 класс 1. выпишите слова, в которых все согласные звуки являются твердыми. лыжи, объём, цирк, мечта, тушь, чаша, сжаться, мотоцикл, плащ. 2. прочитайте отрывок из поэмы м. лермонтова "мцыри". какие возможн написания выделенного слова со скобками? меняется ли при этом частеречная принадлежность этого слова? как влияет выбор написания на смысл высказывания ответы поясните. ты жил, старик! тебе есть в мире что забыть, ты жил, - я так(же) мог бы жить! 3. составьте пять предложений со словом весна, употребив его в роли: 1) подлежащего двусоставного предложения 2) сказуемого двусоставного предложения 3) главного члена назывного предложения 4) обращения 5) прямого дополнения 4.запишите по два слова со следующими иноязычными приставками: гипер-, интер-, пан-, контр-, суб-, экстра-. определите значения приставок. 5. какой частью речи является да в следующих предложениях? 1) да, домишко недурен. 2) они меня знают, да я-то их не знаю. 3) да мыло душистое и полотенце пушистое! 4) солнце да вода - лучшие друзья. 6. известный языковед в. а. богородицкий кратко и остроумно охарактеризовать некоторые языковые явления. какую часть речи он назвал словечками отношений? свой ответ аргументируйте, примеры. 7. какое языковое явление наблюдается в отрывке? в чем оно заключается? с кем мне поделиться той грустной радостью, что я остался жив? (с. есенин) 8. в языке корень -вонь- обозначал не неприятный запах, а запах вообще. какими фактами современного языка можно это подтвердить? 9. определите, о какой денежной сумме идет речь в каждом примере. объясните свой ответ, дав толкование устаревших слов. назовите еще три устаревших слова, обозначающие денежные единицы древней руси, и объясните их значения. 1) он встал, бережно ощупал последний пятиалтынный и в то же мгновение увидел стойку буфета, блюда с закусками, влажные рюмки и вереницужующий ртов. (а. грин) 2) он пошарил рукой в кармане и понёс ко мне на ладони две пятиалтынных и гривенник. (и. тургенев) 3) вот ячмень у нас по три алтына. (а. островский) 10. примеры родственных слов, в в которых корень представлен в следующих вариантах: -ид-//-й-//-д-//-д-//-шё-//ше-//-ш-//-шед- корни обозначьте. 11. какие функции выполняет в языке двоеточие? по одному примеру на каждый случай употребления знака? 12. примеры фразеологизмов (не менее трех), которые построены по следующей схеме: сравнительный союз + имя существительное (с предлогом или без) + глагол в форме времени. укажите значение каждого фразеологизма. составьте с ними предложения, подчеркните фразеологизмы в них как члены предложения.