нутреннее убранство юрты складывается из предметов, изделий, созданных домашними промыслами в различных регионах Казахстана. Круговая форма юрты, отсутствие внутреннего деления на секции, ограниченность площади привели к размещению бытовых предметов вдоль кереге или на его головках, а также на уыках. Но, несмотря на отсутствие секций внутри юрты, каждая часть интерьера имеет свое традиционное назначение.
В центре юрты, считающемся по поверьям казахов “пуповиной” жилища, располагается очаг, на котором готовили пищу, а в холодное время года здесь разжигали костер, обогревая юрту.
Самое почетное место юрты – тёр – за очагом, напротив входа, предназначено для гостей. Слева от него – место отдыха хозяев юрты, справа – место отдыха молодых. Пространство возле входа называется босага, оно условно делится на две части: слева от входа – место для хранения конской сбруи, седел и другого инвентаря, связанного с хозяйством, справа – место хранения домашней утвари и различных предметов домашнего обихода.
Предметы быта выполняли не только утилитарную задачу, но имели художественное значение, создавая единую систему интерьера жилища, которая определяла эстетические вкусы и культуру мастеров и народа в целом.
К комплексу предметов и изделий относится в первую очередь, деревянная мебель: кровать (тосекагаш), хранилища продуктов (кебеже), сундуки для вещей (сандык), подставка (жукаяк), шесты-вешалки (адалбакан). Отличались они отделкой (резьба, раскраска, инкрустация костью и серебром) и зависели от социально-экономического положения владельца юрты.
В каждой юрте можно было встретить набор кожаной и деревянной посуды: для кумыса – саба, торсык, его распития – ожау, шара, тостаган, а также изделия из металла: треножник – мосы, кувшин – кумган и т.д.
Пол юрты застилался бело-коричневыми сырмаками, текеметами (постилочные войлочные коврамы), алаша (безворсовые ковры). В Семиречье бытует разновидность сырмака, название которого откииз (от – огонь, кииз – войлок). В регионе ковроделия пол юрты застилают не только текеметами, но и алашой (безворсовые тканные ковры), в интерьере юрты преобладали предметы ткачества. Причем, любое изделие носило в первую очередь утилитарную нагрузку: так, развешанные по стене вещи защищали помещение от холода.
Интерьер юрты дополняли различные тканные узорные ленты: свисающие с купола уык бау, крепившие войлочные покрытия к уыкам туырлык бау, узiк бау, баскур, скреплявший юрту в месте стыка кереге и уыков, чиевая циновка, оборачивавшая юрту между кереге и туырлыком, создавая общий фон. В интерьер юрты органично входили детали деревянного каркаса, украшенные резным орнаментом, инкрустированные костью, серебром. В шанраке орнаментом украшался сам круг и поперечные планки.
На головки кереге подвешивались объемные сумки для хранения вещей – керме, орнаментация лицевой части которых напоминает композицию небольших ворсовых ковров. В пространстве босага на головках кереге хранились коржыны, аяк капы, кесе капы, без которых нельзя обойтись при откочевке на дальний отгон. В их карманах хранились продукты и различные бытовые предметы.
Ворсовые ковры развешивались по обеим сторонам от почетного места, их красота сразу же бросалась в глаза входящему в юрту. Кроме ворсовых ковров, на кереге вывешивались тускиизы (настенные ковры на войлочной или тканевой основе), вышитые хлопчатобумажными и шелковыми нитями.
Большая часть жизни кочевника проходила в его микрокосмосе – юрте. Она была показателем искусства и достатка ее владельца. Человек, вошедший в юрту, попадал в мир орнамента - здесь каждая вещь, имеющая свое утилитарное, функциональное значение своими качествами, проявившимися в декоративно-прикладном оформлении, духовности.
Века, годы поглотили имена многих мастериц, создававших прекрасные вещи. Но сохранившиеся в музеях и как семейные реликвии, предметы быта говорят о том, насколько велики были в своем мастерстве и искусстве наши предки.
Один раз я пришла в магазин "Все для счастья", там было много разных и удивительных вещей.
Больше всего мне приглянулся небольшой кулон, на котором висела небольшая монетка. По рассказу продавца, тот приносил удачу. Конечно, не поверив этому я направилась в школу, но везло мне так, как никогда! С кучей хороших отметок и прекрасным настроением я решила сохранить этот кулон и никогда его не снимать
И вот, однажды, идя со школы домой, я заметила свою знакомую Катю. Та шла с поникшей головой и была очень грустной. На вопрос что случилось, она ответила что у неё уже как неделю болеет собака, да всё из рук валится. Тогда я, без раздумий, вручила ей этот кулон. Естественно, она сперва сомневалась, но после взяла его и сжала в кулак. Внезапно послышался звонок телефона и ей сообщили, что её собака выздоровела. Та начала радостно махать руками и подкинула кулон в воздух.
Тот исчез, пока мы обе радовались. Заметив пропажу, мы не особо грустили. Я и моя подруга надеялись, что раз он принёс нам удачу, то и принесёт кому-то ещё! Не держать этот же кулон у себя как жадные старухи. Вот так мы и потеряли кусочек счастья.
нутреннее убранство юрты складывается из предметов, изделий, созданных домашними промыслами в различных регионах Казахстана. Круговая форма юрты, отсутствие внутреннего деления на секции, ограниченность площади привели к размещению бытовых предметов вдоль кереге или на его головках, а также на уыках. Но, несмотря на отсутствие секций внутри юрты, каждая часть интерьера имеет свое традиционное назначение.
В центре юрты, считающемся по поверьям казахов “пуповиной” жилища, располагается очаг, на котором готовили пищу, а в холодное время года здесь разжигали костер, обогревая юрту.
Самое почетное место юрты – тёр – за очагом, напротив входа, предназначено для гостей. Слева от него – место отдыха хозяев юрты, справа – место отдыха молодых. Пространство возле входа называется босага, оно условно делится на две части: слева от входа – место для хранения конской сбруи, седел и другого инвентаря, связанного с хозяйством, справа – место хранения домашней утвари и различных предметов домашнего обихода.
Предметы быта выполняли не только утилитарную задачу, но имели художественное значение, создавая единую систему интерьера жилища, которая определяла эстетические вкусы и культуру мастеров и народа в целом.
К комплексу предметов и изделий относится в первую очередь, деревянная мебель: кровать (тосекагаш), хранилища продуктов (кебеже), сундуки для вещей (сандык), подставка (жукаяк), шесты-вешалки (адалбакан). Отличались они отделкой (резьба, раскраска, инкрустация костью и серебром) и зависели от социально-экономического положения владельца юрты.
В каждой юрте можно было встретить набор кожаной и деревянной посуды: для кумыса – саба, торсык, его распития – ожау, шара, тостаган, а также изделия из металла: треножник – мосы, кувшин – кумган и т.д.
Пол юрты застилался бело-коричневыми сырмаками, текеметами (постилочные войлочные коврамы), алаша (безворсовые ковры). В Семиречье бытует разновидность сырмака, название которого откииз (от – огонь, кииз – войлок). В регионе ковроделия пол юрты застилают не только текеметами, но и алашой (безворсовые тканные ковры), в интерьере юрты преобладали предметы ткачества. Причем, любое изделие носило в первую очередь утилитарную нагрузку: так, развешанные по стене вещи защищали помещение от холода.
Интерьер юрты дополняли различные тканные узорные ленты: свисающие с купола уык бау, крепившие войлочные покрытия к уыкам туырлык бау, узiк бау, баскур, скреплявший юрту в месте стыка кереге и уыков, чиевая циновка, оборачивавшая юрту между кереге и туырлыком, создавая общий фон. В интерьер юрты органично входили детали деревянного каркаса, украшенные резным орнаментом, инкрустированные костью, серебром. В шанраке орнаментом украшался сам круг и поперечные планки.
На головки кереге подвешивались объемные сумки для хранения вещей – керме, орнаментация лицевой части которых напоминает композицию небольших ворсовых ковров. В пространстве босага на головках кереге хранились коржыны, аяк капы, кесе капы, без которых нельзя обойтись при откочевке на дальний отгон. В их карманах хранились продукты и различные бытовые предметы.
Ворсовые ковры развешивались по обеим сторонам от почетного места, их красота сразу же бросалась в глаза входящему в юрту. Кроме ворсовых ковров, на кереге вывешивались тускиизы (настенные ковры на войлочной или тканевой основе), вышитые хлопчатобумажными и шелковыми нитями.
Большая часть жизни кочевника проходила в его микрокосмосе – юрте. Она была показателем искусства и достатка ее владельца. Человек, вошедший в юрту, попадал в мир орнамента - здесь каждая вещь, имеющая свое утилитарное, функциональное значение своими качествами, проявившимися в декоративно-прикладном оформлении, духовности.
Века, годы поглотили имена многих мастериц, создававших прекрасные вещи. Но сохранившиеся в музеях и как семейные реликвии, предметы быта говорят о том, насколько велики были в своем мастерстве и искусстве наши предки.
Объяснение:
я не копировал
Один раз я пришла в магазин "Все для счастья", там было много разных и удивительных вещей.
Больше всего мне приглянулся небольшой кулон, на котором висела небольшая монетка. По рассказу продавца, тот приносил удачу. Конечно, не поверив этому я направилась в школу, но везло мне так, как никогда! С кучей хороших отметок и прекрасным настроением я решила сохранить этот кулон и никогда его не снимать
И вот, однажды, идя со школы домой, я заметила свою знакомую Катю. Та шла с поникшей головой и была очень грустной. На вопрос что случилось, она ответила что у неё уже как неделю болеет собака, да всё из рук валится. Тогда я, без раздумий, вручила ей этот кулон. Естественно, она сперва сомневалась, но после взяла его и сжала в кулак. Внезапно послышался звонок телефона и ей сообщили, что её собака выздоровела. Та начала радостно махать руками и подкинула кулон в воздух.
Тот исчез, пока мы обе радовались. Заметив пропажу, мы не особо грустили. Я и моя подруга надеялись, что раз он принёс нам удачу, то и принесёт кому-то ещё! Не держать этот же кулон у себя как жадные старухи. Вот так мы и потеряли кусочек счастья.