В общем виде диалог как форма устной речевой коммуникации представляет собой общение двух субъектов посредством языка. Это процесс взаимного общения, когда реплика сменяется ответной фразой и происходит постоянная смена ролей. Если кто-то из партнеров отказывается от своих реплик, то диалог превращается в монолог. Если оба отказываются, то, естественно, общение прекращается.
С содержательной стороны диалоги могут существенно различаться в зависимости от целей и задач, которых стремятся достичь участники, языковой организации (структуры и характера чередования реплик), языкового «наполнения» (выбор лексики, стиля речи и т. д.) и других факторов.
Речевое поведение каждого участника диалога можно разбить на такты: один такт – речь, другой – молчание. Эти такты постоянно сменяют друг друга, что позволяет считать диалог ритмическим процессом.
Более того, соотношение речи и молчания – устойчивая характеристика каждого человека.
Это доказал еще в первой половине XX в. американский антрополог Э. Чаппл. Он провел несложный эксперимент с 154 продавцами большого универмага. С каждым продавцом около часа беседовал один и тот же экспериментатор. Он пользовался разработанной Чапплом методикой стандартного интервью, согласно которой все продавцы были поставлены в одинаковые условия.
Когда все продавцы в соответствии с их уровнем инициативности в диалоге были разбиты на группы (оказались три такие группы), то в первую группу, с большим преобладанием речи над молчанием, вошли все лучшие по экономическим показателям продавцы. Отсюда уместно допустить, что ритм диалога оказывать влияние на деловые качества представителей тех профессий, которые основаны на общении с людьми.
Однако есть и иные мнения. Английский специалист в области коммуникации П. Кокран считает, что в телефонном диалоге молчание может быть весьма эффективным: «Если ваш клиент размышляет, вы не обязаны заполнять образовавшуюся паузу… Если ваш клиент молчит, это может означать, что он с вами не согласен или согласен не полностью. Постарайтесь интерпретировать смысл молчания. Он может быть различным:
• Клиент обдумывает то, что вы сказали, и принимает во внимание ваши комментарии.
• Клиент обдумывает то, что вы сказали, и не соглашается с вашими комментариями.
• Клиент полностью согласен с вами и считает, что отвечать нет необходимости.
• Клиент соглашается с вашим предложением и намеревается действовать в соответствии с ним.
• Клиент соглашается, но не собирается что-либо делать.
• Клиент слишком рассержен, чтобы говорить.
• Клиент не слушал и не понимает, что от него ждут ответа.
• Клиент в замешательстве.
• Клиент не знает, что ответить.
Если вы сделали клиенту предложение, дайте ему время все обдумать. Если же вы будете спешить и делать другие предложения, то можете все испортить» [28] .
Выделяют два класса диалогов: информационный и интерпретационный. Информационный диалог характерен для ситуаций, в которых к началу общения между партнерами имеется разрыв в знаниях. Интерпретационный диалог характеризуется тем, что знания у партнеров примерно равны, но получают разную интерпретацию.
Следовательно, одним из основных условий диалогового общения является исходный (хотя бы небольшой)разрыв в знаниях, т. е. если партнеры не будут сообщать друг другу новую (точнее, неизвестную) информацию по предмету диалога, а начнут обмениваться общеизвестными истинами (типа «Цветной телевизор позволяет получать цветное изображение» и т. п.), то диалог не состоится. Более того, не состоится общение вообще как речевая коммуникация.
Крайне неинформативен был, например, учитель географии и истории Ипполит Ипполитыч из рассказа А.П. Чехова «Учитель словесности». Будучи человеком неразговорчивым, он если и вступал в разговор, то лишь для изречения очередной прописной истины:
«Зимой нужно печь топить, а летом и без печей тепло. Летом откроешь ночью окна и все-таки тепло, а зимою – двойные рамы и все-таки холодно».
Даже в предсмертном бреду он бормочет фразу, ставшую символом коммуникативной банальности:
«Волга впадает в Каспийское море, а лошади кушают овес и сено».
Достаточная информативность диалога достигается не только за счет новизны сообщаемой информации, но и при языковых средств, подчеркивающих новый аспект в восприятии общеизвестной информации. С этой точки зрения нельзя не отметить исключительную информативность песен B. Высоцкого, что позволяет им и сегодня иметь эффект новизны и сопереживания, свойственный диалогу.
Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Зимний лес - это удивительный мир. Куда ни глянешь — всё кругом покрыто пушистым(3) снегом. А если присмотришься к заснеженным веткам деревьев, увидишь сказочные узоры: причудливые фигурки зверей ,птиц, растений. Интересно их разбирать и рассматривать. А ещё на свежем снегу можно увидеть множество следов.
В лесу тихо, только снег под ногами поскрипывает. Тут лучше не спешить, а остановиться и прислушаться к редким(1) лесным звукам. Вот где-то вверху пищат синицы, постукивает чёрный дятел. Сидя на старом, могучем дереве‚ он ударяет по нему своим мощным клювом. Снова в лесу наступает(2) загадочная тишина(4).
Задание 2
Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, не осложнено.
Задание 3
Поставьте знак ударения в следующих словах:
ОблегчИть, сантимЕтр, понялА, тОрты.
Задание 4
Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
Бабушка (сущ.) Егора (сущ.) жила (глаг.) в (предлог) доме (сущ.) на (предлог) краю (сущ.) посёлка (сущ.).
В предложении отсутствуют следующие части речи: прилагательное, местоимение, числительное, наречие, союз, частица, междометие.
Задание 5
Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
3) «Стёпа вчера ходил со мной на рыбалку», - тихо сказал дедушка.
«П», - а.
Задание 6.
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
2) А нужно ли, друзья, нам пилить эту берёзу? (Запятыми выделено обращение).
7. Задание
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
4) Игорь толкнул калитку, и друзья вошли в пустой палисадник. (Запятая в сложносочиненном предложении).
Задание 8
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 5−9 текста. Запишите ответ.
Повествование.
Текст 2
9 Задание
В предложениях 6−9 найдите слово со значением «изумление, сильное впечатление от чего-либо». Выпишите это слово.
Отпрянул.
10 Задание
В предложениях 10−12 найдите антоним к слову «сухой» и выпишите его.
Мокрого.
11 Задание
Определите и запишите основную мысль текста.
Дружба мальчика и чайки.
12 Задание
Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Володя знает чайку, которая садится ему на плечо? Запишите ответ.
Володя остановился; чайка сложила крылья и спокойно стала
Объяснение:
2.4.2. Диалог
В общем виде диалог как форма устной речевой коммуникации представляет собой общение двух субъектов посредством языка. Это процесс взаимного общения, когда реплика сменяется ответной фразой и происходит постоянная смена ролей. Если кто-то из партнеров отказывается от своих реплик, то диалог превращается в монолог. Если оба отказываются, то, естественно, общение прекращается.
С содержательной стороны диалоги могут существенно различаться в зависимости от целей и задач, которых стремятся достичь участники, языковой организации (структуры и характера чередования реплик), языкового «наполнения» (выбор лексики, стиля речи и т. д.) и других факторов.
Речевое поведение каждого участника диалога можно разбить на такты: один такт – речь, другой – молчание. Эти такты постоянно сменяют друг друга, что позволяет считать диалог ритмическим процессом.
Более того, соотношение речи и молчания – устойчивая характеристика каждого человека.
Это доказал еще в первой половине XX в. американский антрополог Э. Чаппл. Он провел несложный эксперимент с 154 продавцами большого универмага. С каждым продавцом около часа беседовал один и тот же экспериментатор. Он пользовался разработанной Чапплом методикой стандартного интервью, согласно которой все продавцы были поставлены в одинаковые условия.
Когда все продавцы в соответствии с их уровнем инициативности в диалоге были разбиты на группы (оказались три такие группы), то в первую группу, с большим преобладанием речи над молчанием, вошли все лучшие по экономическим показателям продавцы. Отсюда уместно допустить, что ритм диалога оказывать влияние на деловые качества представителей тех профессий, которые основаны на общении с людьми.
Однако есть и иные мнения. Английский специалист в области коммуникации П. Кокран считает, что в телефонном диалоге молчание может быть весьма эффективным: «Если ваш клиент размышляет, вы не обязаны заполнять образовавшуюся паузу… Если ваш клиент молчит, это может означать, что он с вами не согласен или согласен не полностью. Постарайтесь интерпретировать смысл молчания. Он может быть различным:
• Клиент обдумывает то, что вы сказали, и принимает во внимание ваши комментарии.
• Клиент обдумывает то, что вы сказали, и не соглашается с вашими комментариями.
• Клиент полностью согласен с вами и считает, что отвечать нет необходимости.
• Клиент соглашается с вашим предложением и намеревается действовать в соответствии с ним.
• Клиент соглашается, но не собирается что-либо делать.
• Клиент слишком рассержен, чтобы говорить.
• Клиент не слушал и не понимает, что от него ждут ответа.
• Клиент в замешательстве.
• Клиент не знает, что ответить.
Если вы сделали клиенту предложение, дайте ему время все обдумать. Если же вы будете спешить и делать другие предложения, то можете все испортить» [28] .
Выделяют два класса диалогов: информационный и интерпретационный. Информационный диалог характерен для ситуаций, в которых к началу общения между партнерами имеется разрыв в знаниях. Интерпретационный диалог характеризуется тем, что знания у партнеров примерно равны, но получают разную интерпретацию.
Следовательно, одним из основных условий диалогового общения является исходный (хотя бы небольшой)разрыв в знаниях, т. е. если партнеры не будут сообщать друг другу новую (точнее, неизвестную) информацию по предмету диалога, а начнут обмениваться общеизвестными истинами (типа «Цветной телевизор позволяет получать цветное изображение» и т. п.), то диалог не состоится. Более того, не состоится общение вообще как речевая коммуникация.
Крайне неинформативен был, например, учитель географии и истории Ипполит Ипполитыч из рассказа А.П. Чехова «Учитель словесности». Будучи человеком неразговорчивым, он если и вступал в разговор, то лишь для изречения очередной прописной истины:
«Зимой нужно печь топить, а летом и без печей тепло. Летом откроешь ночью окна и все-таки тепло, а зимою – двойные рамы и все-таки холодно».
Даже в предсмертном бреду он бормочет фразу, ставшую символом коммуникативной банальности:
«Волга впадает в Каспийское море, а лошади кушают овес и сено».
Достаточная информативность диалога достигается не только за счет новизны сообщаемой информации, но и при языковых средств, подчеркивающих новый аспект в восприятии общеизвестной информации. С этой точки зрения нельзя не отметить исключительную информативность песен B. Высоцкого, что позволяет им и сегодня иметь эффект новизны и сопереживания, свойственный диалогу.
Задание 1
Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Зимний лес - это удивительный мир. Куда ни глянешь — всё кругом покрыто пушистым(3) снегом. А если присмотришься к заснеженным веткам деревьев, увидишь сказочные узоры: причудливые фигурки зверей ,птиц, растений. Интересно их разбирать и рассматривать. А ещё на свежем снегу можно увидеть множество следов.
В лесу тихо, только снег под ногами поскрипывает. Тут лучше не спешить, а остановиться и прислушаться к редким(1) лесным звукам. Вот где-то вверху пищат синицы, постукивает чёрный дятел. Сидя на старом, могучем дереве‚ он ударяет по нему своим мощным клювом. Снова в лесу наступает(2) загадочная тишина(4).
Задание 2
Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
(1) — фонетический разбор;
Редким - [р'этк'им] — 2 слога;
[р'] — согласный, сонорный, мягкий, парный
[э] — гласный, ударный
[т] — согласный, шумный, глухой, парный, твердый, парный
[к'] - согласный, шумный, глухой, парный, мягкий, парный
[и] — гласный, безударный
[м] — согласный, сонорный, твердый, парный
6 букв, 6 звуков
2) Морфемный: наступает - окончание — ет, основа — наступа; корень — ступ, приставка — на, суффикс — а;
3) Морфологический: пушистым — прилагательное, обозначает признак предмета, вопрос: каким?
Начальная форма — пушистый;
постоянные признаки: качественное, полное;
непостоянные признаки: единственное число, творительный падеж, мужской род;
в предложении — определение;
4) Синтаксический: Снова (обстоятельство, выражено наречием) в лесу (обстоятельство, выражено существительным) наступает ( сказуемое, выражено глаголом) загадочная (определение, выражено прилагательным) тишина. (подлежащее, выражено существительным).
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, не осложнено.
Задание 3
Поставьте знак ударения в следующих словах:
ОблегчИть, сантимЕтр, понялА, тОрты.
Задание 4
Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
Бабушка (сущ.) Егора (сущ.) жила (глаг.) в (предлог) доме (сущ.) на (предлог) краю (сущ.) посёлка (сущ.).
В предложении отсутствуют следующие части речи: прилагательное, местоимение, числительное, наречие, союз, частица, междометие.
Задание 5
Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
3) «Стёпа вчера ходил со мной на рыбалку», - тихо сказал дедушка.
«П», - а.
Задание 6.
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
2) А нужно ли, друзья, нам пилить эту берёзу? (Запятыми выделено обращение).
7. Задание
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
4) Игорь толкнул калитку, и друзья вошли в пустой палисадник. (Запятая в сложносочиненном предложении).
Задание 8
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 5−9 текста. Запишите ответ.
Повествование.
Текст 2
9 Задание
В предложениях 6−9 найдите слово со значением «изумление, сильное впечатление от чего-либо». Выпишите это слово.
Отпрянул.
10 Задание
В предложениях 10−12 найдите антоним к слову «сухой» и выпишите его.
Мокрого.
11 Задание
Определите и запишите основную мысль текста.
Дружба мальчика и чайки.
12 Задание
Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Володя знает чайку, которая садится ему на плечо? Запишите ответ.
Володя остановился; чайка сложила крылья и спокойно стала
оглядываться, а мальчик не выражал удивления…