П – прямая речь, начинающаяся с прописной буквы; п – прямая речь, начинающаяся со строчной буквы; А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы; а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.
Различные передачи чужой, не принадлежащей автору речи по-разному сохраняют ее содержание и форму. Прямая речь – это такой передачи чужой речи, при котором и содержание, и форма сохраняются полностью.
Существует четыре варианта оформления прямой речи на письме. Каждому из них соответствуют схемы, которые необходимо запомнить.
Схема 1"П", – а."П!" – а."П?" – а.
Если прямая речь в предложении стоит только перед словами автора, то она заключается в кавычки и перед словами автора ставится тире. Обратите внимание, что после прямой речи и перед тире должен стоять один из трех знаков: либо восклицательный, либо вопросительный, либо запятая. Слова автора должны быть записаны с маленькой буквы. Например:
«Далече ли до крепости?» – спросил я у своего ямщика (Пушкин).
Схема 2
А: "П".А: "П!"А: "П?"
Если прямая речь стоит в предложении после слов автора, то она заключается в кавычки и начинается с прописной буквы, а после слов автора ставится двоеточие. Например:
Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?» (Пушкин).
Схема 3
"П, – а, – п"."П, – а. – П".
Если прямая речи разрывается словами автора, то кавычки ставятся в начале и в конце предложения, а слова автора с двух сторон отделяются от прямой речи знаками тире. Обратите внимание, что после первого отрывка прямой речи стоит запятая, а слова автора пишутся с маленькой буквы и после них ставится точка. Например:
«Тише, – говорит она мне, – отец болен, при смерти, и желает с тобою проститься» (Пушкин).
Схема 4
А: "П" – а.А: "П!" – а.А: "П?" – а.Изредка в художественных текстах можно встретить предложения, в которых прямая речь находится внутри слов автора. В таком случае она заключается в кавычки, перед ней ставится двоеточие, а после – тире. Обратите внимание, что вторая часть слов автора начинается с маленькой буквы. Например:Она вскрикнула: «Ай, не он, не он!» – и упала без памяти (Пушкин).Количество предложений внутри прямой речи не ограничено. Например:«Слава богу, – сказала девушка, – насилу вы приехали. Чуть было вы барышню не уморили» (По Пушкину).В этом примере прямая речь состоит из двух предложений, первое из которых разорвано словами автора. Но если бы слова автора оказались между двумя предложениями, из которых состоит прямая речь, то после слов автора нужно было бы поставить точку. Сравните:
«Слава богу, насилу вы приехали, – сказала девушка. – Чуть было вы барышню не уморили».
Рассмотрите схемы этих предложений.
"П, – а, – п. П"."П, – а. – П". 2. Предложения с косвенной речью
Вам хорошо известны такие понятия, как главная и придаточная части сложноподчиненного предложения. От главной части к придаточной всегда можно задать вопрос. Например:Батюшка не хотел верить, что я мог быть замешан в гнусном бунте. В этом предложении от первой части ко второй можно поставить вопрос (верить ЧЕМУ?), следовательно, первая часть является главной, а вторая – придаточной.
Батюшка не хотел верить,что я мог быть замешан в гнусном бунте.Главная частьПридаточная часть Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения, называется косвенной речью.
Первая, главная часть предложения в этом случае представляет собой слова автора, а вторая – косвенную речь. Обратите внимание: слова автора стоят перед косвенной речью и отделяются от нее запятой. Этот передачи чужой речи, в отличие от прямой речи, сохраняет содержание чужого высказывания, но не сохраняет его форму и интонацию.
Это лето было интересным. Первый месяц отдыха очень походил на предыдущие летние каникулы, поскольку я оставался в городе. Однако последующие два летних месяца оказались для меня потрясающе интересными – я провел их в деревне у тети. Именно с этими днями, проведенными за городом, у меня связаны самые яркие события и неизгладимые впечатления моего лета.
Время в деревне проходит неторопливо, совсем не так, как в мегаполисах. Создается ощущение, что целый месяц, тогда как на самом деле – всего неделя. Мое утро обычно начинается с тете в огороде. Наша деревня находится вдали от поселка, и вода из-под крана является неслыханной роскошью. Поэтому я хожу к колодцу с двумя старыми железными ведрами. Вода в нем потрясающе чистая и очень холодная. Еще я тете по дому, но при первой возможности бегу играть с друзьями.
У меня есть хорошие друзья в деревне. Мы проводим вместе все свободное время. В наиболее жаркое время мы часами сидим на берегу речки. Искупавшись, резвимся вовсю и смотрим на проходящие баржи. Однажды мне влетело от моей тети за то, что я не пришел на обед. А на самом деле мне совсем не хотелось есть, поскольку вместе с другом Пашкой мы пекли в костре картошку. Это такое удовольствие – перекладывать из руки в руку раскаленную картошку, а затем разламывать ее и съедать по кусочку. Согласны, что это не тарелка с приготовленным супом? А главное – сколько романтики и счастья в этих летних днях, проведенных как будто в ином мире!
Летние вечера я проводил в настоящей деревянной избе. Как правило, после ужина мою тетю навещали подруги. Сидя за большим круглым столом, они пили чай. А я прятался на большой каменной печи, или рассматривал книги, либо "бил баклуши", как любила говорить моя бабушка. А по правде говоря, я вел дневник, и, подобно Робинзону Крузо на необитаемом острове, отсчитывал дни, оставшиеся до возвращения в город.
Иногда мне приходит в голову, что деревня – это удаленный от города островок, и жизнь на нем подчиняется иному ритму. То ли из-за близости к природе, а возможно, просто потому, что большие города в бесконечной погоне за техническим прогрессом оторвались от спокойной размеренной жизни. Но как бы там ни было, я городской человек. А значит, мое место там. И все же, каждый раз покидая этот тихий островок спокойствия, я буду скучать по своей деревне.
Условные обозначения:
П – прямая речь, начинающаяся с прописной буквы;
п – прямая речь, начинающаяся со строчной буквы;
А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы;
а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.
Различные передачи чужой, не принадлежащей автору речи по-разному сохраняют ее содержание и форму. Прямая речь – это такой передачи чужой речи, при котором и содержание, и форма сохраняются полностью.
Существует четыре варианта оформления прямой речи на письме. Каждому из них соответствуют схемы, которые необходимо запомнить.
Схема 1"П", – а."П!" – а."П?" – а.Если прямая речь в предложении стоит только перед словами автора, то она заключается в кавычки и перед словами автора ставится тире. Обратите внимание, что после прямой речи и перед тире должен стоять один из трех знаков: либо восклицательный, либо вопросительный, либо запятая. Слова автора должны быть записаны с маленькой буквы. Например:
«Далече ли до крепости?» – спросил я у своего ямщика (Пушкин).
Схема 2
А: "П".А: "П!"А: "П?"Если прямая речь стоит в предложении после слов автора, то она заключается в кавычки и начинается с прописной буквы, а после слов автора ставится двоеточие. Например:
Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?» (Пушкин).
"П, – а, – п"."П, – а. – П".Схема 3
Если прямая речи разрывается словами автора, то кавычки ставятся в начале и в конце предложения, а слова автора с двух сторон отделяются от прямой речи знаками тире. Обратите внимание, что после первого отрывка прямой речи стоит запятая, а слова автора пишутся с маленькой буквы и после них ставится точка. Например:
«Тише, – говорит она мне, – отец болен, при смерти, и желает с тобою проститься» (Пушкин).
А: "П" – а.А: "П!" – а.А: "П?" – а.Изредка в художественных текстах можно встретить предложения, в которых прямая речь находится внутри слов автора. В таком случае она заключается в кавычки, перед ней ставится двоеточие, а после – тире. Обратите внимание, что вторая часть слов автора начинается с маленькой буквы. Например:Она вскрикнула: «Ай, не он, не он!» – и упала без памяти (Пушкин).Количество предложений внутри прямой речи не ограничено. Например:«Слава богу, – сказала девушка, – насилу вы приехали. Чуть было вы барышню не уморили» (По Пушкину).В этом примере прямая речь состоит из двух предложений, первое из которых разорвано словами автора. Но если бы слова автора оказались между двумя предложениями, из которых состоит прямая речь, то после слов автора нужно было бы поставить точку. Сравните:Схема 4
«Слава богу, насилу вы приехали, – сказала девушка. – Чуть было вы барышню не уморили».
Рассмотрите схемы этих предложений.
"П, – а, – п. П"."П, – а. – П". 2. Предложения с косвенной речьюВам хорошо известны такие понятия, как главная и придаточная части сложноподчиненного предложения. От главной части к придаточной всегда можно задать вопрос. Например:Батюшка не хотел верить, что я мог быть замешан в гнусном бунте. В этом предложении от первой части ко второй можно поставить вопрос (верить ЧЕМУ?), следовательно, первая часть является главной, а вторая – придаточной.
Батюшка не хотел верить,что я мог быть замешан в гнусном бунте.Главная частьПридаточная часть Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения, называется косвенной речью.Первая, главная часть предложения в этом случае представляет собой слова автора, а вторая – косвенную речь. Обратите внимание: слова автора стоят перед косвенной речью и отделяются от нее запятой. Этот передачи чужой речи, в отличие от прямой речи, сохраняет содержание чужого высказывания, но не сохраняет его форму и интонацию.
Это лето было интересным. Первый месяц отдыха очень походил на предыдущие летние каникулы, поскольку я оставался в городе. Однако последующие два летних месяца оказались для меня потрясающе интересными – я провел их в деревне у тети. Именно с этими днями, проведенными за городом, у меня связаны самые яркие события и неизгладимые впечатления моего лета.
Время в деревне проходит неторопливо, совсем не так, как в мегаполисах. Создается ощущение, что целый месяц, тогда как на самом деле – всего неделя. Мое утро обычно начинается с тете в огороде. Наша деревня находится вдали от поселка, и вода из-под крана является неслыханной роскошью. Поэтому я хожу к колодцу с двумя старыми железными ведрами. Вода в нем потрясающе чистая и очень холодная. Еще я тете по дому, но при первой возможности бегу играть с друзьями.
У меня есть хорошие друзья в деревне. Мы проводим вместе все свободное время. В наиболее жаркое время мы часами сидим на берегу речки. Искупавшись, резвимся вовсю и смотрим на проходящие баржи. Однажды мне влетело от моей тети за то, что я не пришел на обед. А на самом деле мне совсем не хотелось есть, поскольку вместе с другом Пашкой мы пекли в костре картошку. Это такое удовольствие – перекладывать из руки в руку раскаленную картошку, а затем разламывать ее и съедать по кусочку. Согласны, что это не тарелка с приготовленным супом? А главное – сколько романтики и счастья в этих летних днях, проведенных как будто в ином мире!
Летние вечера я проводил в настоящей деревянной избе. Как правило, после ужина мою тетю навещали подруги. Сидя за большим круглым столом, они пили чай. А я прятался на большой каменной печи, или рассматривал книги, либо "бил баклуши", как любила говорить моя бабушка. А по правде говоря, я вел дневник, и, подобно Робинзону Крузо на необитаемом острове, отсчитывал дни, оставшиеся до возвращения в город.
Иногда мне приходит в голову, что деревня – это удаленный от города островок, и жизнь на нем подчиняется иному ритму. То ли из-за близости к природе, а возможно, просто потому, что большие города в бесконечной погоне за техническим прогрессом оторвались от спокойной размеренной жизни. Но как бы там ни было, я городской человек. А значит, мое место там. И все же, каждый раз покидая этот тихий островок спокойствия, я буду скучать по своей деревне.