Составьте сложноподчинённые пред- ложения с придаточными изъясни- тельными, используя синтаксичес- кие конструкции в рамке. Обозначь- те грамматические основы.
1. ( ) Что можно предположить о «географическом происхождении» русского поэта С. Есенина, основываясь на фонетических особенностях рифмы следующих его строк? Поясните свой ответ. И мне в ответ берёзка: – О любопытный друг, Сегодня ночью звёздной Здесь слёзы лил пастух. Критерии и ответы Яркой языковой чертой является произношение дру[х]. Его мы можем предпо- ложить из рифмы: друг – пастух. В говорах, где встречается такое произношение, [х] является глухой парой к звонкому щелевому (фрикативному) звуку [γ], который произносится вместо [г]: дру[х] – дру[γ]а. Часто этот звук считают украинской чертой, в действительности же область распространения этого звука намного шире. Это характернейшая черта южнорусских говоров. И действительно, Есенин родился на юго-востоке от Москвы – на территории современной Рязанской области. За указание на дру[х] – за объяснение через рифму – за восста- новление [γ] (возможно просто описание этого звука как «украинского г») – за отождествление с южнорусскими говорами и c происхождением Есенина – Не принимается ответ, если ученик указывает Украину. Всего 2. ( ) Даны пары слов. А Б ветрило парус кольчуга бронежилет извет донос ланиты щёки очи глаза Почти для всех этих пар будет верно утверждение, что они могут быть употреблены в следующем контексте: – Что такое А? – Раньше так называли Б. Но для одной пары данный контекст будет неправильным. Для какой пары он будет неправильным? Объясните почему. Критерии и ответы Контекст будет неправильным для пары кольчуга – бронежилет ( ). Кольчуга – это старинный доспех в виде рубашки из металлических колец ( ), а бронежилет – это специальный защитный жилет с бронёй, прикрыва- ющий торс человека от поражения холодным и огнестрельным оружием, а также осколками ( ). Эти слова обозначают разные, хотя и в чём-то сходные предметы, тогда как остальные пары обозначают одно и то же ( ). Если учащийся напишет в объяснении, что кольчуга – историзм – ещё Если учащийся напишет, что остальные слова столбца А – архаизмы – ещё Всего 3. ( ) Дан ряд слов с уменьшительно-ласкательным значением: лодочка, тарелочка, вазочка, белочка, селёдочка. Одно из этих слов образовано не так, как другие. 1. Укажите это слово и объясните, как оно образовано. 2. Укажите, как образованы другие слова. Критерии и ответы 1. Это слово вазочка ( ), которое образовано с прибавления к основе ваз- (0, ) суффикса -очк- (0, ) (вариант ответа: которое образовано от слова ваза с суффикса -очк-). 2. Все другие слова образованы от основ лодк-, тарелк-, белк-, селёдк- (0, ) (вариант ответа: от слов лодка, тарелка, белка, селёдка) с суффикса -к- (0, ). Если учащиеся укажут, что -к- в словах лодка, тарелка, белка, селёдка – суффиксальный элемент (или бывший суффикс, имеющий для разных слов разную степень очевидности: в слове селёдка выделяется суффикс -к-, потому что есть слово сельдь, в остальных словах этот суффикс выделяется только этимологически) – ещё Если учащиеся укажут чередование к/оч – ещё Всего 4. ( ) Дано предложение, в составе которого употреблён фразеологи- ческий оборот (выделен жирным шрифтом). Ты пришёл со мной побеседовать, а сам лака / лука / лыка / рыка / стыка не вяжешь – как же я тебя пойму? Напишите правильный вариант фразеологического оборота и дайте толкование его значения. Критерии и ответы Правильный вариант – лыка не вяжешь (лыка не вязать) ( ). Фразеологизм значит «быть совершенно пьяным и не чётко и членораздельно произносить слова» ( ). Всего
Задание 5. Сколько слов из данного списка можно понять и как существительные, и как глагол: шила, мыла, дела, жил, рыли, были.
ответ: шила(сущ., глаг.) , мыла (сущ., глаг.) дела (сущ., глаг.), были (сущ., глаг.) жил(сущ., глаг.) ( Существительные в родительном падеже ).
Задание 6. Вставьте в предложения вместо точек одно из существительных в нужном падеже: рамки, предел, граница, рубеж, грань.
А) Есть … и моему терпению. Б) У куба шесть … . В) Раненый солдат находился на … жизни и смерти. Г) В последние годы в нашей стране увеличивается поток туристов из-за … . Д) Небольшая речка служила естественной … между деревня. Е) Важно в любой ситуации держать себя в … приличия.
ответ: А) Есть предел и моему терпению. Б) У куба шесть граней . В) Раненый солдат находился на грани жизни и смерти. Г) В последние годы в нашей стране увеличивается поток туристов из-за рубежа . Д) Небольшая речка служила естественной границей между деревнями.. Е) Важно в любой ситуации держать себя в рамках приличия.
Задание 7. Дополните фразеологизмы названиями частей человеческого тела: …в…не клади, … кровью обливается, … развесить, … тонка, в… не дует, за обе …, как свои пять …
ответ: палец в рот не клади, сердце кровью обливается, уши развесить, кишка тонка, в ус не дует, за обе щеки, как свои пять пальцев.
Задание 8. Какой частью речи могут быть перечисленные ниже слова? Составьте с ними словосочетания или предложения, указав часть речи.
Печь, три, жгут, стих, пила, уж.
ответ: новая печь, печь пироги; три сильнее, три тетради; медицинский жгут, жгут костры; ветер стих, выучить стих; острая пила, пила сок.( уж- сущ. и наречие)
Задание 9. Напишите сочинение-рассуждение, в котором попытайтесь доказать или опровергнуть идею пословицы: «Грамоте учиться—всегда пригодится». (Объём сочинения—8-10 предложений).
Но для одной пары данный контекст будет неправильным. Для какой пары он будет неправильным? Объясните почему.
Критерии и ответы Контекст будет неправильным для пары кольчуга – бронежилет ( ). Кольчуга – это старинный доспех в виде рубашки из металлических колец ( ), а бронежилет – это специальный защитный жилет с бронёй, прикрыва- ющий торс человека от поражения холодным и огнестрельным оружием, а также осколками ( ). Эти слова обозначают разные, хотя и в чём-то сходные предметы, тогда как остальные пары обозначают одно и то же ( ). Если учащийся напишет в объяснении, что кольчуга – историзм – ещё Если учащийся напишет, что остальные слова столбца А – архаизмы – ещё Всего 3. ( ) Дан ряд слов с уменьшительно-ласкательным значением: лодочка, тарелочка, вазочка, белочка, селёдочка. Одно из этих слов образовано не так, как другие. 1. Укажите это слово и объясните, как оно образовано. 2. Укажите, как образованы другие слова. Критерии и ответы 1. Это слово вазочка ( ), которое образовано с прибавления к основе ваз- (0, ) суффикса -очк- (0, ) (вариант ответа: которое образовано от слова ваза с суффикса -очк-). 2. Все другие слова образованы от основ лодк-, тарелк-, белк-, селёдк- (0, ) (вариант ответа: от слов лодка, тарелка, белка, селёдка) с суффикса -к- (0, ). Если учащиеся укажут, что -к- в словах лодка, тарелка, белка, селёдка – суффиксальный элемент (или бывший суффикс, имеющий для разных слов разную степень очевидности: в слове селёдка выделяется суффикс -к-, потому что есть слово сельдь, в остальных словах этот суффикс выделяется только этимологически) – ещё Если учащиеся укажут чередование к/оч – ещё Всего 4. ( ) Дано предложение, в составе которого употреблён фразеологи- ческий оборот (выделен жирным шрифтом). Ты пришёл со мной побеседовать, а сам лака / лука / лыка / рыка / стыка не вяжешь – как же я тебя пойму? Напишите правильный вариант фразеологического оборота и дайте толкование его значения. Критерии и ответы Правильный вариант – лыка не вяжешь (лыка не вязать) ( ). Фразеологизм значит «быть совершенно пьяным и не чётко и членораздельно произносить слова» ( ). Всего
ответ: киломЕтр, танцОвщица, бАнты, каталОг, щавЕль, цыгАн, клАла,
столЯр, свЁкла, твОрог.
Задание 2. Найдите слова, в которых находятся рядом два гласных звука: театр, союз, струя, пианино, яма, боец, дуэт, каучук, шпион.
ответ: театр ,пианино,дуэт, каучук, шпион.
Задание 3. В каком слове нет уменьшительного суффикса: ананасик, арбузик, финик, огурчик, репка?
ответ: финик
Задание 4. Как называются жители этих стран?
Германия, США, Россия, Польша, Италия, Франция, Бельгия.
ответ: немцы, россияне, поляки, итальянцы, французы, бельгийцы.
Задание 5. Сколько слов из данного списка можно понять и как существительные, и как глагол: шила, мыла, дела, жил, рыли, были.
ответ: шила(сущ., глаг.) , мыла (сущ., глаг.) дела (сущ., глаг.), были (сущ., глаг.) жил(сущ., глаг.) ( Существительные в родительном падеже ).
Задание 6. Вставьте в предложения вместо точек одно из существительных в нужном падеже: рамки, предел, граница, рубеж, грань.
А) Есть … и моему терпению. Б) У куба шесть … . В) Раненый солдат находился на … жизни и смерти. Г) В последние годы в нашей стране увеличивается поток туристов из-за … . Д) Небольшая речка служила естественной … между деревня. Е) Важно в любой ситуации держать себя в … приличия.
ответ: А) Есть предел и моему терпению. Б) У куба шесть граней . В) Раненый солдат находился на грани жизни и смерти. Г) В последние годы в нашей стране увеличивается поток туристов из-за рубежа . Д) Небольшая речка служила естественной границей между деревнями.. Е) Важно в любой ситуации держать себя в рамках приличия.
Задание 7. Дополните фразеологизмы названиями частей человеческого тела: …в…не клади, … кровью обливается, … развесить, … тонка, в… не дует, за обе …, как свои пять …
ответ: палец в рот не клади, сердце кровью обливается, уши развесить, кишка тонка, в ус не дует, за обе щеки, как свои пять пальцев.
Задание 8. Какой частью речи могут быть перечисленные ниже слова? Составьте с ними словосочетания или предложения, указав часть речи.
Печь, три, жгут, стих, пила, уж.
ответ: новая печь, печь пироги; три сильнее, три тетради; медицинский жгут, жгут костры; ветер стих, выучить стих; острая пила, пила сок.( уж- сущ. и наречие)
Задание 9. Напишите сочинение-рассуждение, в котором попытайтесь доказать или опровергнуть идею пословицы: «Грамоте учиться—всегда пригодится». (Объём сочинения—8-10 предложений).