Спишите, подчеркните грамматические основы предложений, начертите
схемы, укажите вид придаточного.
1) Старинную книгу, которую мне часто показывала бабушка по материнской
линии, хорошо сохранилась.
2) Пусть в вашей жизни не будет ни одного такого дня, когда бы вы не прочли
хоть одной странички из новой книги.
3) В саду росло дерево, чью верхушку срезало молнией.
4) Дом, где бабушка рассказывала мне сказки, хорошо сохранился.
5) случилось это в тот великий год, когда восстал и победил народ.
6) Мы увидели птенца, который выпал из гнезда.
7) Но страшен миг, когда стремленья нет.
1) Старинную книгу, которую мне часто показывала бабушка по материнской линии, хорошо сохранилась.
В этом предложении главная часть – "хорошо сохранилась", а придаточная часть – "которую мне часто показывала бабушка по материнской линии". Грамматической основой предложения является слово "сохранилась", оно указывает на то, что что-то сохранено. Давайте нарисуем схему этого предложения:
Старинную книгу, которую мне часто показывала бабушка по материнской линии,
(придаточная часть)
хорошо сохранилась.
(главная часть)
2) Пусть в вашей жизни не будет ни одного такого дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги.
В этом предложении главная часть – "пусть в вашей жизни не будет ни одного такого дня", а придаточная часть – "когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги". Грамматической основой предложения является слово "будет", оно указывает на то, что что-то не произойдет. Давайте нарисуем схему этого предложения:
пусть в вашей жизни не будет ни одного такого дня,
(главная часть)
когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги.
(придаточная часть)
3) В саду росло дерево, чью верхушку срезало молнией.
В этом предложении главная часть – "в саду росло дерево", а придаточная часть – "чью верхушку срезало молнией". Грамматической основой предложения является слово "росло", оно указывает на наличие действия роста. Давайте нарисуем схему этого предложения:
в саду росло дерево,
(главная часть)
чью верхушку срезало молнией.
(придаточная часть)
4) Дом, где бабушка рассказывала мне сказки, хорошо сохранился.
В этом предложении главная часть – "хорошо сохранился", а придаточная часть – "где бабушка рассказывала мне сказки". Грамматической основой предложения является слово "сохранился", оно указывает на то, что что-то сохранено. Давайте нарисуем схему этого предложения:
дом,
(главная часть)
где бабушка рассказывала мне сказки,
(придаточная часть)
хорошо сохранился.
5) Случилось это в тот великий год, когда восстал и победил народ.
В этом предложении главная часть – "случилось это в тот великий год", а придаточная часть – "когда восстал и победил народ". Грамматической основой предложения является слово "случилось", оно указывает на наличие случая. Давайте нарисуем схему этого предложения:
случилось это в тот великий год,
(главная часть)
когда восстал и победил народ.
(придаточная часть)
6) Мы увидели птенца, который выпал из гнезда.
В этом предложении главная часть – "мы увидели птенца", а придаточная часть – "который выпал из гнезда". Грамматической основой предложения является слово "увидели", оно указывает на действие видения. Давайте нарисуем схему этого предложения:
мы увидели птенца,
(главная часть)
который выпал из гнезда.
(придаточная часть)
7) Но страшен миг, когда стремленья нет.
В этом предложении главная часть – "страшен миг", а придаточная часть отсутствует. Грамматической основой предложения является слово "страшен", оно указывает на прилагательное, описывающее "миг". Давайте нарисуем схему этого предложения:
страшен миг,
(главная часть)
когда стремленья нет.
Ученик, надеюсь, я подробно и понятно объяснил грамматическую структуру каждого предложения. Если у тебя возникли еще вопросы или что-то неясно, пожалуйста, не стесняйся задать еще один вопрос. Я всегда готов помочь!