Спишите, расставляя знаки препинания. объясните причину их постановки. 1) чтобы читать лекции хорошо то есть не скучно и с пользой для слушателей нужно кроме таланта иметь сноровку и опыт. (а. чехов) 2) мы отправились и бродили долго до вечера. (и.тургенев) 3) шагах в десяти от входа в туннель у самого шоссе стоял одинокий домик. (н.островский) 4) кольчатый тюлень или нерпа относится к числу ластоногих. (в.лрсенъев) 5) ступай домой и притом быстренько. (о.кетлинская)
1 – запятая выделяет пояснительную конструкцию с союзом то есть;
2 – запятая разделяет придаточное и главное предложение в сложноподчиненном;
3 и 4 – запятая выделяет уточняющее обособленное дополнение.
2) Мы отправились и бродили долго, |до вечера| (И.Тургенев).
(запятые выделяют уточняющее обособленное обстоятельство времени)
3) Шагах в десяти от входа в туннель, |у самого шоссе|, стоял одинокий домик (Н.Островский).
(запятые выделяют уточняющее обособленное обстоятельство места)
4) Кольчатый тюлень, |или нерпа|, относится к числу ластоногих (В.Арсеньев).
(союз ИЛИ присоединяет пояснительный член предлож., конструкция выделяется запятыми)
5) Ступай домой, |и притом быстренько| (О.Кетлинская).
(запятая выделяет присоединительную конструкцию с союзами и притом)