Стипа а и в 1.сейчас, где бы я ни жил, у меня нет и в помине той жаркой радостной тяги в город, которая была в юности. 2. наоборот, я все чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома. 3. может быть, потому, что дедушкиного дома уже нет – старые уже умерли, а молодые переехали в город поближе к нему. 4. а когда он был, все не хватало времени бывать там чаще, я все оставлял про запас. 5. и вот теперь там никого нет, и мне кажется, что я ограблен, что какой-то мой главный корень обрублен. 6. даже если я бывал там редко, самой своей жизнью, своим очажным дымом, доброй тенью своих деревьев он мне издали, делал меня смелее и увереннее в себе. 7. я был почти неуязвим, потому что часть моей жизни, мое начало шумело и жило в горах. 8. когда человек ощущает свое начало и продолжение, он щедрей, милостивее и правильнее располагает своей жизнью и его трудней ограбить, потому что он не все свои богатства держит при себе. 9. мне не хватает дедушкиного дома с его большим зеленым двором, со старой яблоней, с зеленым шатром грецкого ореха. 10. сколько недозрелых яблок посбивали мы с нашей старой яблони, сколько недозрелых орехов, покрытых толстой зеленой кожурой с еще нежной скорлупой, с еще не загустевшим ядрышком внутри! 11. мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с ее земляным полом, с большим жарким очагом, с длинной тяжелой скамьей, стоящей у очага. 12. на ней мы сидели по вечерам и слушали бесконечные охотничьи рассказы или рассказы о зарытых кладах в старых крепостях. 13. мне не хватает вечерней переклички женщин с холма на холм. 14. как одинок, как чист женский голос в холоднеющем вечернем воздухе! 15. я все чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома. /ф. искандер/ типа а в какой фразе раскрывается основная мысль текста? 1) 1 2) 5 3) 7 4) 8 какое утверждение противоречит содержанию текста? 1) в детстве автор жил в горном селении на юге. 2) дедушкиного дома, о котором вспоминает автор, уже нет. 3) будучи взрослым и живя в городе, автор часто приезжал в дом, где он провел детство. 4) только став взрослым, автор понял, как дорого ему все, что окружало его в детстве. определите стиль и тип речи текста. 1) художественный стиль, повествование 2) художественный стиль, рассуждение с элементами описания 3) разговорный стиль, повествование с элементами рассуждения 4) научный стиль, рассуждение в каком из перечисленных предложений встречаются синонимы? 1) 1 2) 5 3) 8 4) 10 назовите антонимы, употребленные в предложении 3. какое из данных слов и сочетаний употреблено в тексте в прямом значении? 1) ограблен (пр. 5) 2) очажный дым (пр. 6) 3) шумело (пр. 7) 4) богатства (пр. 8) типа в определите образования слова радостный (пр. 1). назовите часть речи, к которой принадлежит слово уверенней (пр. 6). из предложения 2 выпишите все слова, являющиеся служебными частями речи. среди предложений 6 – 10 найдите пример, иллюстрирующий правописание не с причастиями (выпишите причастие). сколько словосочетаний со связью в предложении 2? сколько грамматических основ в предложении 8? среди предложений 1 – 5 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным, имеющим уступительный оттенок значения. сколько обособленных определений в предложении 11? какое средство выразительности служит организующим началом в тексте? 1) развернутые метафоры 2) эпитеты 3) экспрессивный повтор, анафора
В какой фразе раскрывается основная мысль текста?
4) 8
Какое утверждение противоречит содержанию текста?
3) Будучи взрослым и живя в городе, автор часто приезжал в дом, где он провел детство.
Определите стиль и тип речи текста.
2) художественный стиль, рассуждение с элементами описания
В каком из перечисленных предложений встречаются синонимы?
3) 8
Назовите антонимы, употребленные в предложении
3.Старые, молодые.
Какое из данных слов и сочетаний употреблено в тексте в прямом значении?
2) очажный дым (пр. 6)
Задания типа В
Определите образования слова РАДОСТНЫЙ (пр. 1).
Суффиксальный , от слова РАДОСТЬ.
Назовите часть речи, к которой принадлежит слово УВЕРЕННЕЙ (пр. 6).
Прилагательное в сравнительной степени.
Из предложения 2 выпишите все слова, являющиеся служебными частями речи.
Все (частица), и (союз), что (союз), не (частица)
Среди предложений 6 – 10 найдите пример, иллюстрирующий правописание НЕ с причастиями (выпишите причастие).
Неуязвим.
Сколько словосочетаний со связью управление в предложении 2?
2 словосочетания: не хватает мне, не хватает дома.
Сколько грамматических основ в предложении 8?
4 основы: человек ощущает, он располагает, ограбить, он держит.
Среди предложений 1 – 5 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным, имеющим уступительный оттенок значения.
Первое предложение.
Сколько обособленных определений в предложении 11?
Одно: стоящей у очага
Какое средство выразительности служит организующим началом в тексте?
1) развернутые метафоры 2) эпитеты