Стратегия «Тонкие и толстые вопросы». 1. Определите тему и идею произведения. Расскажите о главном герое повести. Чем известен султан Бейбарыс в истории?
2. Определите жанр произведения и запишите в тетрадь.
3. Как жили люди в пустыне? Как люди пустыни строили храмы?
4. Каково символическое значение браслета? Как он связан с деревом? Что означала стрела из бойниц в городской стене?
5. Какую функцию в тексте произведения выполняют воспоминания о горькой траве?
ТЕАТР КАК ВИД ИСКУССТВА
Как и любой другой вид искусства (музыка, живопись, литература), театр обладает своими, особыми признаками. Это искусство синтетическое: театральное произведение (спектакль) складывается из текста пьесы, работы режиссёра, актёра, художника и композитора. В опере и балете решающая роль принадлежит музыке.
Театр - искусство коллективное. Спектакль - это результат деятельности многих людей, не только тех, кто появляется на сцене, но и тех, кто шьёт костюмы, мастерит предметы реквизита, устанавливает свет, встречает зрителей. Недаром существует определение "работники театрального цеха": спектакль - это и творчество, и производство.
Театр предлагает собственный познания окружающего мира и, соответственно, собственный на бор художественных средств. Спектакль - это и особое действие, разыгранное в пространстве сцены, и особое, отличное, скажем, от музыки образное мышление.
В основе театрального представления лежит текст, например пьеса для драматического спектакля. Даже в тех сценических постановках, где слово как таковое отсутствует, текст бывает необходим; в частности, балет, а иногда и пантомима имеет сценарий - либретто. Процесс работы над спектаклем состоит в перенесении драматургического текста на сцену - это своего рода "перевод" с одного языка на другой. В результате литературное слово становится словом сценическим.
Первое, что видит зритель после того, как откроется (или поднимется) занавес, - это сценическое пространство, в котором размещены декорации. Они указывают место действия, историческое время, отражают национальный колорит. При пространственных построений можно передать даже настроение персонажей (например, в эпизоде страданий героя погрузить сцену во мрак или затянуть её задник чёрным). Во время действия с специальной техники декорации меняют: день превращают в ночь, зиму - в лето, улицу - в комнату. Эта техника развивалась вместе с научной мыслью человечества. Подъёмные механизмы, щиты и люки, которые в давние времена приводились в действие вручную, теперь поднимает и опускает электроника. Свечи и газовые фонари заменены на электролампы; часто используют и лазеры.
Улыбнулось солнышко,
Спать ушли метели.
Маленький воробушек³
Поднялся с постели .
Сел на ветку тонкую
и под звон копеля
Распевает песенки
на своей качели ³.
Разбор как часть речи:
Часть речи слова качели — имя существительное. Начальная форма: качели (именительный падеж единственного числа); Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, 2-е склонение; Непостоянные признаки: именительный падеж, множественное число;
Часть речи слова воробушек — имя существительное. Начальная форма: воробушек (именительный падеж единственного числа); Постоянные признаки: нарицательное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение; Непостоянные признаки: именительный падеж, единственное число.