Суммативная работа по русскому языку за II четверть 7 класс Прочитайте текст и выполните задания.
1.Осень наступает незаметно. 2.Казалось, только что стояли теплые деньки, как повеяло осе…ей прохладой, дни стали короткими. 3.Эта пора наводит грусть, когда небо затягива..тся, точно простынями, серыми тучами. 4.Частенько идет моросящий дождь. 5.Кругом холодно и сыро, словно жизнь потихоньку уходит туда, где нам уже нет места.
6.Но иногда может настать такой прекрасный осенний вечер, когда так и тянет пойти прогуляться. 7.Лучше всего посетить парк, полюбоваться осенними красками в природе, заодно отдохнуть и расслабиться. 8.Хоть и (не)много становится сумрачно, но в парке аллеи освещаются лампами, что позволяет ра…смотреть всю красоту наступающ…й осени. 9.Очень уд…вляют деревья, только недавно одетые в зеленые наряды, как вдруг окрасивш…ся в золотистые и красные тона. 10.В такой теплый вечер приятно дыш…тся. 11.Ощущаются зап…хи прелых листьев, грибов, кое-где встречаются лужи, в которых, как разн…цветные кораблики, плавают опавшие листья. 12.Приятно находить кучки слегка засохших листьев, ходить по ним и шуршать ногами. 13.Потом присесть на скамейку и смотреть на небо, наблюдать за проплыва…щими облаками да одинокими птицами. 14.Удивительно, но клумбы в парке, с осенними цветами, продолжают радовать своим цветением. 15.В этот вечер, как очень часто случается осенью, небо заволакивает тучами и начинается дождь. 16.Листья моментально намокают, слегка начинают сверкать при свете ламп. 17.От пасмурной погоды становится темней и сразу же хочется домой попить горячий чай с душистыми травами, напоминающими об ушедшем лете.
1. Выпишите из текста слова с пропущенными буквами и объясните орфограммы. ( )
2. Из предложений 3-5 выпишите подчинительные союзы, определите их вид. ( )
3. Из предложений 13-14 выпишите сочинительные союзы и определите их вид.
( )
4. Среди предложений 6-7 найдите и выпишите сложноподчинённое предложение, подчеркните грамматические основы, составьте схему предложения. ( )
5. Выпишите предложение № 16, подчеркните грамматическую основу, составьте схему.( )
6. Составьте и запишите по данному началу три предложения: простое с однородными членами, сложносочинённое, сложноподчинённое.
Наступила осень… ( )
7. Напишите эссе на основе текста, сохраняя идею автора (60-90 слов)
Включите в своё эссе сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. ( )
1. "Есть, чтобы жить или жить, чтобы есть?"
Объяснение:
Древнегреческий философ Сократ не записывал своих изречений, но его ученики запомнили и записали, что он учил их: "Нужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть". Что же имел в виду знаменитый философ?
Можно сказать, что этим он призывал к умеренности в еде. Чтобы жить, человеку действительно нужно питаться, причем правильно. Нужно стараться, чтобы пища была полезной и вкусной. Нужно есть умеренно, потому что обжорство приводит к лишнему весу и болезням. С этим никто не спорит.
Чтобы быть здоровым, нужно следить за своим питанием, это факт. Но заботиться только о том, что и когда ты ешь - это чересчур. Ведь человек ест, чтобы жить, а не наоборот.
Кроме того, мне кажется, что философ говорил не только о еде: он учил не придавать слишком большого значения вещам, которые того не стоят. Ведь в жизни так много интересного!
Жил-был на берегу моря в глубокой пещере ветер. Надоело ему сидеть на одном месте, отправился он путешествовать.
Сначала попал он на маленький остров. В это время года его жители начинали сбор урожая бананов. Росли плоды очень высоко над землёй. Островитянам приходилось потрудиться, чтобы добраться до них. Ветер смотрел, смотрел, не вытерпел и дунул что есть силы. Посыпались спелые бананы вниз, жители только успевали относить полные корзины.
Полетел ветер дальше. Увидел на горизонте корабли, паруса их обвисли, моряки уныло поглядывали на палящее солнце. Путешественник надул щёки, наполнил паруса попутным ветром, побежали весело суда по морю, забегала деловито команда по палубе.
Позади тёплые страны. Вокруг снега расстилаются. А вот и ребятишки устроили забаву: горку строят. Ветер и им , намёл огромные сугробы, утрамбовал поплотней. Полили дети высокую горку водой и по домам до утра разбежались же стал замораживать спуск, чтобы катились детские санки быстро и далеко. Сделал работу и отправился дальше.
Смотрит: серый волчище за зайкой гонится, вот-вот поймает. Рассердился ветер, закачал вершины сосен. Полетели тяжёлые шишки вниз, да всё по волку норовили ударить побольнее. А снежные шапки и вовсе засыпали серого. Косой благодарно взмахнул лапкой да был таков.
Долго ещё путешествовал ветер по миру, многим пришёл на . Но каждая дорога когда-то заканчивается. Заскучал ветерок по своему дому, вернулся в родную пещеру, отдохнул и начал писать книгу о том, как он по свету путешествовал.