Текст 2 (1)Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них
сильнее. (2)Долго спорили они и наконец решили помериться силами. (3)В это самое время
по большой дороге ехал верхом путешественник.
(4)Ветер гневно сказал Солнцу:
— (5)Посмотри, как я налечу на него и мигом сорву с него плащ.
(6)и начал дуть изо всех сил. (7)Но чем болыпе старался Ветер, тем крепче
закутывался путешественник в свой плац. (8)Он ворчал на непогоду, но продолжал ехать всё
дальше и дальше. (9)A Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождём и снегом.
(10) Путешественник проклинал Ветер. (11)Он надел свой плащ в рукава и подвязался
поясом. (12)Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща и вовсе не сдёрнуть. (13)Он
разгневался, что не получилось у него задуманное. (14)Неужели Солнце выиграет спор?
(15)Солнце увидело бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за белых
облаков. (16)Своими лучами оно обогрело. осушило землю[и бедного полузамёрзшего
путешественника. (17)Тот почувствовал тепло солнечных лучей, приободрился, благословил
яркое Солнце, сам снял свой тёплый плаш. быстро свернул его и крепко привязал к седлу.
(18)Тогда кроткое Солнце сказало сердитому Ветру:
- (19) Запомни самое важное: паской и добротой можно сделать гораздо больше, чем
гневом.
(Пок. Ушинскому)
1.определите и запишите основную мысль текста 2.какие факты свидетельствуют о том что солнце выиграла спор с ветром? запишите ответ, 3.определите тип речи который представлен в предложениях 8-11 текста.
СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Спряжение глаголов в русском языке – это изменение глаголов по лицам и числам (например: я сплю – они спят). В современном русском языке глаголы имеют два спряжения: первое и второе. Знание спряжения необходимо для того, чтобы правильно определять буквы Е или И в безударных окончаниях.
Правило гласит, что к І спряжению относятся глаголы с окончаниями: -у (-ю), -ешь (-ёшь), -ет (-ёт), -ем (-ём), -ете (-ёте), -ут (-ют). Ко ІІ спряжению относятся глаголы с окончаниями: -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).
Число
Лицо
І спряжение
ІІ спряжение
окончания
примеры
окончания
примеры
Единственное
1 – я
2 – ты
3 – он, она, оно
-у, -ю
-еш
-ет
брмочУ
бормочЕшь
бормочЕт
-у, -ю
-ишь
-ит
клею
клеИшь
клеИт
Множественное
1 – мы
2 – вы
3 – они
-ем
-ете
-ут, -ют
бомочЕм
бормочЕте
бормочУт
-им
-ите
-ат, -ят
клеИм
клеИте
клеЯт
Ко ІІ спряжению относятся глаголы с безударными личными окончаниями на:
ить (за исключением: брить, стелить, зиждиться);
7 глаголов на -еть (обидеть, терпеть, зависеть, вертеть, видеть, смотреть, ненавидеть);
4 глагола на -ать (слышать, гнать, дышать, держать).
А легко запомнить глаголы ІІ спряжения и исключения стих про спряжения глаголов:
Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на –ить,
Исключая брить, стелить,
А еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, терпеть,
и зависеть, и вертеть.
К I спряжению относятся все остальные глаголы с безударными личными окончаниями -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть (таять, копать, мокнуть. Личное окончание указанных примеров в безударном положении имеет букву «е» - тает, копает, мокнет). Стоит обратить внимание на то, что глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и бесприставочные, от которых они образованы.
Итак, для того, чтобы выяснить, к какому спряжению относится глагол, и какую гласную букву следует писать в его окончании, необходимо выяснить, куда в слове падает ударение. Если под ударением находится гласная буква, значит, она в сильной позиции, и сомнений тут никаких нет. Однако, если окончание глагола находится в безударном положении, глагол необходимо поставить в неопределенную (начальную) форму.
Объяснение:
ЕГЭ 2020.Задание 9 «Правописание корней»
1.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующиесягласная корня. Запишите номера ответов.
1.прилагающийся, аномальный, обмакнуть 2. прискакать, промыкать, упораться
3.цирк, умереть, сжигать 4. озарение, прикасаться, выскочка
5.зажигательный, аплодировать, укоротить
2.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемаягласная корня. Запишите номера ответов.
1. каталог, артиллерия ,локомотив 2.триумф, разарий,жалюзи
3. плавец,сотворить, расстолать 4.горизонт, коридор, комедия
5.кособокий, скланяться , заря
3.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемаягласная корня. Запишите номера ответов.
1. погарелец, неприкосновенность, циган 2.директор, задирать, дорогие оглашение, примерять (друзей) 4.голодать, у выражение, покояние
5.блестательно,разбирать, смородина
4.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующиеся гласная корня. Запишите номера ответов.
1.показатель, изложение, касательная 2. лекторий, горелка, расстелить,
3.предпологать, уравнение, вытереть 4.обжигание, возрастание, сгоревший,.
5.понимание,оттереть, блестеть
5.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемаягласная корня. Запишите номера ответов.
1.ремесленный, загорелый, ,уплотнение слоёв 2. фантасмогория,вестибюль, перила(летницы)
3. диферамб, резонанс, полисадник 4.подборать, прибору, помириться
5.озорение, поклонение, поплавок
6.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1.поглощать,дрожать, отравиться 2 . упоми…нание,противопостивление, заморший
3.усложнять, дальняя сторона, смоковать 4.предполагающий, поклонившийся,оза…рённый
5.расколотая,отдалённая, пороки
7.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующиеся гласная корня. Запишите номера ответов.
1.поднимать, предприниматель, сочетать, 2. полагает, Ростислав, промокает
3.подбодрить,оснастить , сторожил 4.раскраить,намалоть,умалять
5.эскалатор, сторожил,заросль. 8.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1.загорел (на море), пригарь, шерстяной 2.дефицит, жасмин, бумеранг
3.вымирание (животных), излагать(факты), опаздать 4.авангард, каравай, огорчение
5. дезертир, вандализм, акробат 9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов. 1. нагевание, настроение, скололаз 2. возрождение, расталковать, поглощать 3. сравнение, промокает, бле…стящий 4.настроение, обновлённый, обво…вал 5. поднимать, обжигание, роскошный 10.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующиеся гласная корня. Запишите номера ответов.
1.промокашка, подровнять (кусты), (решить) уравнение 2. придираться, заберу, подстолить
3.спишите ,проживание, стесненные (условия) 4.сотворение, плавун, примерять(костюм)
5.предложение, растение, ристовая (кукла)