ТЕКСТ ДЛЯ АНАЛИЗА
(1) Твоя жизнь состоит из поступков. (2)В поступках выражается моральная сущность человека. (3) В твоём отношении к другим людям нет ничего случайного. (4) Поступок всегда определяется деятельностью морального сознания.
(5) Поступки есть только там, где есть люди. (6) Твои поступки выражают уровень твоей нравственной культуры. (7) Бывают люди, которые, уходя из дому, не знают, что они сделают: то ли инвалиду и услышат слова благодарности, то ли нарушат правила уличного движения. (8)Так может быть с людьми, не имеющими нравственной сердцевины- убеждений. (9)От характера поступка зависят твоё духовное состояние, благополучие, счастье, здоровье, самочувствие и настроение людей, с которыми ты общаешься.
(10)Человеческие поступки выражаются в деятельности и в слове, даже во взгляде. (11) Слово- тончайшее прикосновение к сердцу. (12)Оно может стать и нежным, благоуханным цветком , и раскалённым железом, и комьями грязи. (13) Слово оборачивается самыми неожиданными поступками даже тогда, когда его нет, а есть молчание. (14) Это самый гнусный поступок- предательство. (15)Бывает наоборот: предательством становится слово, которое должно хранить тайну. (16)Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное приносит беду. (17) Словом можно убить и оживить, ранить и излечить, посеять смятение и безнадежность и одухотворить, рассеять сомнения и повергнуть в уныние, сотворить улыбку и вызвать слёзы, породить веру в человека и заронить неверие, вдохновить на труд и привести в оцепенение силы души. (18)Злое, неудачное, бестактное, глупое слово может оскорбить, огорчить, ошеломить, потрясти человека. (19) Умей сообразить и почувствовать, когда человеку, с которым ты встречаешься, нужно, чтобы ты говорил, а когда ему необходимо, чтобы ты молчал.
(20) Береги и щади впечатлительность, ранимость человека. (21)Не причиняй своими поступками оскорбления, боли, тревоги, беспокойства. (22) Своей бестактностью не сей семена неверия в доброе начало в человеке.
(23)Когда люди перестают обращать внимание на плохие поступки, возрастает число Поэтому надо всегда быть нравственно наступающим, непримиримым и несгибаемым.
(По В.А.Сухомлинскому)
Задания к тексту
1 Какое предложение не соответствует содержанию текста?
1). Предательство- самый гнусный поступок.
2).Слова- показатель речевой культуры человека.
3).Словом можно обидеть человека, нанести ему оскорбление.
4).Человек должен следить за своими поступками.
2.Какой(-ие) тип (ы) речи представлен(ы) в предложениях 11-13?
1). рассуждение,
2). рассуждение и описание,
3). описание,
4).рассуждение и повествование.
3.Укажите предложение, в котором используются контекстуальные синонимы:
1). 7 2). 12 3). 19 4). 24
4.В каком предложении использованы паронимы?
1) 15 2). 21 3). 23 4). 24
5. В каком предложении употреблены антонимы?
1). 14 2). 16 3).17 4). 20
6.Какая из характеристик языковых особенностей этого текста неправильна?
1). В тексте использованы слова стилистически нейтральные, общенародные и термины.
2). В тексте автор использовал много прилагательных
3). Тексту несвойственна частая повторяемость ключевых слов.
4)В тексте нет специальной лексики.
7. Среди предложений 10-12 найдите соединяемое с предыдущим с лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
8. К какому стилю речи относится данный текст?
9. В каком из предложений текста 1-9 отражена главная мысль текста? Напишите номер этого предложения.
10. Сколько микротем в данном тексте (1-4)?
2 Подлежащее трава сказуемое поднялась определения густая обстоятельство в лугах
3 Подлежащее земля сказуемое оделась дополнения платье определения зелёное
4 Подлежащее солнце сказуемое спускается обстоятельство к горизонту
5 Подлежащее жуки сказуемое закружились определение майские дополнения над берёзами
6 Подлежащее лягушка сказуемое квакнула обстоятельство у берега
7 Подлежащее посвист сказуемое раздался определения певучий протяжный черёмуховых дополнения соловья кустах
1. а) Активными УЧАСТНИКАМИ этого дела были многие наши студенты.
2. а) Меня привлекли ранние РОМАНТИЧЕСКИЕ произведения Пушкина.
3. Причиной рабского ПОЛОЖЕНИЯ людей является существующий строй.
4. б) Поэт беспощадно боролся с аморальными явлениями.
5. б) Ученики пристально слушали оратора.
6. Здесь ошибка с употреблением слова «отходить». Не понятен смысл фразы: больной начал умирать, или он начал поправляться.
7. в) Злоупотребление АЛКОГОЛЕМ приводит к ТЯЖЕЛЫМ ПОСЛЕДСТВИЯМ.
Или: Алкоголизм приводит к ТЯЖЕЛЫМ ПОСЛЕДСТВИЯМ.
8. г) Чистота улиц в целом от этого НЕ УЛУЧШИЛАСЬ.
9. б) Любой человек бывает грубоват, хотя должен следить за собой.