Текст итоговой контрольной работы.
1. В каком ряду во всех словах пишется буква а?
1) р...дная, к...пуста, к...рзина
2) засм...треться, ур...жай, м...ршрут
3) обл...ка, опр...вдать, ост...новка
4) п...года, подм...стерье, уб...влять
2. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) ненас...ный, счас...ливый, извес...ный
2) выру...ка, зы...кий (песок), тря...ка
3) в...теран, тр...буна, ф...стиваль
4) б...седка, поб...режье, в...негрет
3.В каком ряду во всех словах пропущен ь ?
1) никогда не расстават...ся, лоб морщит...ся, от ся домой
2) сумел справит...ся с болью, работа заладит...ся, он трудит...ся
3) сумел ошибит...ся, любишь катат...ся, вскачь умчат...ся
4) решил откланят...ся, кланяет...ся, быстро утешит...ся
4. В каком ряду во всех словах пропущен разделительный ъ ?
1) стул...я, с...езд, солов...и
2) в...юнок, с...ест, с...емка
3) друз...я, раздол...е, об...явление
4) раз...яснит, в...едет, под...езд
5.В каком ряду во всех словах пропущена буква е ?
1) щуриться на солнц..., груз из Казан..., бегать по клетк...
2) стоять в беседк..., в состав... слова, на маленькой полян...
3) в лекци..., говорить о юбиле..., работать в аптек...
4) заниматься в музе..., в белой тучк..., участвовать в экскурси...
6. Укажите нерас предложение.
1) Все радуются и веселятся дождю.
2) Вечереет.
3) Дожди размывают овраги.
4) Потянуло вечерней прохладой.
7. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Солнце уже спряталось ( ) и на цветущей ржи растянулись вечерние
тени предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не
нужна предложение с однородными членами, перед союзом и нужна
запятая .
3) Сложное предложение, перед союзом и нужна запятая.
4) Сложное предложение, перед союзом и запятая не нужна.
8.Найдите предложения с обращениями (знаки препинания не расставлены).
1) Добро скворцы
2) Любите свой родной край
3) Приветствую вас леса и горы
4) Прилетели ласточки и стрижи
9. В каком предложении не нужно ставить тире? (Знаки препинания не
расставлены)
1) Роза царица цветов.
2) Меч редкая находка в древнерусских курганах.
3) Верблюд верный человека.
4) Жизнь без движения пуста.
Прочитайте текст и выполните задания В1 – В4.
(1)В шестнадцатом веке появилась на Руси первая типография. (2)
Основал ее в Москве Иван Федоров вместе со своим другом и
советчиком Петром Мстиславцевым. (3) Иван Федоров был на все
руки мастер . (4) Он слыл замечательным рассказчиком,
переводчиком. (5) И в книгах хорошо разбирался, и разные ремесла
знал. (6) Был столяром, чеканщиком, литейщиком, копировальщиком,
резчиком, переплетчиком, резальщиком. (7) Первые книги печатались
долго, но они были очень большими и красочными. (8) Заказчиком книг
являлась в основном церковь.
(9) Сегодня книги печатаются на новейшем оборудовании.
(10)Современные машины нельзя сравнить с первопечатным станком,
но основы книгопечатания сохранились. (11) Книги есть и будут
важной частью духовной жизни народа. (12) Книга – разумный
советчик человека. (13) Из глубины моря достают жемчуг, из глубины
книг черпают знания.
В 1.Какое из утверждений не соответствует мыслям автора, высказанным
в тексте?
1) Первая типография появилась в 16 веке.
2) Иван Федоров был на все руки мастер.
3) Основы книгопечатания не сохранились.
4) Книги – важная часть духовной жизни народа.
В.2 Определите тип речи текста.
1) повествование
2) описание
3) рассуждение
4) повествование с элементами рассуждения
В3. Выписать грамматическую основу предложения 9.
В4. Среди предложений второго абзаца найдите сложное предложение.
Напишите номер предложения.
Не» с причастиями пишется как слитно, так и раздельно в зависимости от условий, в которые попадает слово в предложение (наличие зависимых слов, возможность синонимичной замены, противопоставление и т. д.).
Чтобы сделать правильный выбор, определим форму слова, полную или краткую, и обратимся к конкретному контексту.
Чтобы понять, как пишется «не» с причастиями, вначале выясним его грамматическую форму. Как известно, действительные причастия имеют только полную форму. Страдательные причастия времени могут иметь как полную, так и краткую форму.
Понаблюдаем:
летящий самолет;
заржавевший гвоздь;
посеянная трава — трава посеяна;
рассыпанные листья — листья рассыпаны.
Слитное написание «не» с причастиями в полной форме
ПРАВИЛО
Слитно пишутся с «не» действительные причастия в полной форме, образованные от глаголов, не употребляющихся без не-.
Примеры:
ненавидеть — ненавидящий ложь;
недоумевать — недоумевающий пассажир;
негодовать — негодовавший покупатель;
невзлюбить — невзлюбивший с первого взгляда.
С приставки не- образуются новые слова-антонимы:
застроенный участок — незастроенный участок;
заселенная квартира — незаселенная квартира;
испорченный продукт — неиспорченный продукт.
Обратим внимание, что у этих причастий нет поясняющих их слов.
Если в морфемном составе причастия имеются приставки не-до-, слово пишется слитно:
недолюбливающий соседа;
недоговоривший о чём-то;
недооценивший его старания.
Отличаем раздельное написание предшествующей отрицательной частицы «не» с причастиями с приставкой до-, имеющими зависимые слова:
не доеденный мной ужин
не доконченное вчера письмо
не досказанные им слова
не досмотренный до конца фильм
«Не» с причастиями пишется раздельно
Если же у причастия имеются зависимые слова, то есть это уже причастный оборот, тогда отрицательная частица «не» пишется раздельно, например:
не прочитанная дедушкой газета;
ещё не погасший костёр;
не боящийся высоты;
не поднятый матросами флаг;
давно не бритый подбородок.
В качестве зависимых слов могут выступать отрицательные местоимения и наречия:
никем не замеченная публикация;
нисколько не усвоенное правило;
ничем не оправданный поступок;
ничуть не замеченный жест.
В предложении может быть противопоставление. Это второе условие раздельного написания «не» с полным причастием:
Первые капли начали капать на сухую траву, и она начала подыматься и зеленеть. Трава впитывает в себя живую влагу и набирается сил.
Летний дождик весело стучит по крыше. Он становиться все сильнее и вот пошел ливень. Такой сильный, что ничего почти не видно. Ах, как свежо! Как здорово, что, наконец, пошел дождь.
Через десять минут ливень начинает утихать. Капельки все реже и реже падают на землю. Дождь прекратился. Все вокруг просто ликует. Деревья расправили свои ветви, весело защебетали птицы, полевые цветы подняли свое головы.
Дождь и наполнил все вокруг жизнью. На востоке появилась радуга, такая яркая и красивая. А вот над нею еще одна, только уже не такая яркая. А немного выше, ели-ели виднеется и третья дуга.
Как здорово, что дождь. Стало легче дышать. А как здорово пройтись по теплым лужам. Уже несколько ребят бегают по ним.
Тучи разошлись, появилось солнце и все вокруг засверкало, заблестело миллионами бриллиантов. Как хорошо, что дождь и принес радость.