Тема: Однородные члены предложения
КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ ПАУСТОВСКИЙ
(1892—1968)
Аналитическая статья
С фактами биографии и творчества К. Г. Паустовского вы познакомились на уроках русского языка и литературы в 9 классе.
Одно из самых известных произведений писателя — повесть “Мещерская сторона”, состоящая из 15 глав, каждая из которых представляет собой самостоятельное произведение.Главы не соединены общим сюжетом, но при этом объединены героем-рассказчиком, странником. Одна из глав называется “Бескорыстие”.
Творчество Паустовского проникнуто любовью к родному краю, восхищением природой, ее естественной красотой и гармонией. Писатель много путешествовал и отразил впечатления от поездок в своих произведениях. Особенно привлекала Паустовского природа средней полосы России. Природа для Паустовского — это не только картины полей, холмов, рек и озер, голубого неба в его произведениях. Это и выражение любви к родной земле, к русской природе. Чувство природы для Паустовского — неотъемлемый элемент чувства Родины, именно природа учит человека нравственной чистоте, душевной цельности, бережному отношению к своей страны, учит бескорыстию в словах и поступках, воспитывает гражданственность и патриотизм. Основной принцип прозы Паустовского — найти прекрасное в обыденном. Он говорит о том, как необыкновенна эта простая земля.
Бескорыстие
Я люблю Мещерский край за то, что он прекрасен, хотя вся прелесть его раскрывается не сразу, а очень медленно, постепенно. На первый взгляд — это тихая и немудрая земля под неярким небом. Но чем больше узнаешь ее, тем все больше, почти до боли в сердце, начинаешь любить эту обыкновенную землю. И если придется защищать свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было, — этот лесной задумчивый край, любовь к которому не забудется, как никогда не забывается первая любовь.
Практическая грамматика
Однородные члены предложения
Однородными называются члены предложения, отвечающие на один и тот же вопрос, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию, относящиеся к одному члену предложения и связанные между собой сочинительной связью.
Например: Я люблю идти в лесу тихо, с остановками (Л/. Пришвин).
Однородные члены обычно выражаются словами одной части речи, но могут быть выражены и словами разных частей речи.
Например: Зима была вялая, без морозов, с мокрым снегом (Л. Чехов).
Однородные члены могут быть распространенными и нераспространенными. Распространенные имеют при себе зависимые слова. В предложении может быть не один, а ряд однородных членов.
При однородных членах могут быть обобщающие слова, которые являются теми же членами предложения, что и однородные. Обобщающее слово стоит или перед однородными членами, или после них.
Например: В траве, в кустах кизила и дикого шиповника, в виноградниках и на деревьях — повсюду заливались цикады.
После обобщающего слова перед однородными членами могут быть слова: как-то, а именно, например, которые указывают на идущее далее перечисление:
Вся усадьба Чертопханова состояла из четырех ветхих срубов разной величины, а именно: из флигеля. конюшни, сарая и бани.
После однородных членов перед обобщающим словом могут быть слова, имеющие значение итога: словом, одним словом:
Среди птиц, насекомых, в сухой траве — словом, всюду, даже в воздухе, чувствовалось приближение осени.
Задание 75• Расставьте пропущенные знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения.
Крышка чайника начала приподниматься и из-под нее выглянули свеженькие беленькие цветочки бузины, затем появились и длинные зеленые ветви. Они росли даже из носика чайника и скоро образовалось целое дерево: ветви доходили до самой постели и раздвинули занавески. Как славно цвела и благоухала бузина! Из зелени ее выглядывало приветливое лицо старушки, одетой в какое-то удивительное платье, зеленое, как листья бузины, и все усеянное крупными белыми цветочками. Сразу даже не разобрать было — платье ли это или просто зелень и живые цветочки бузины. Такое же точно большое, покрытое цветами дерево росло в углу одного бедного дворика в Новой Слободке. (X. К. Андерсен)
Учебное задание
1. Прочитайте рассказ “Бескорыстие” К.Паустовского. Определите тему и идею произведения.
2. Раскройте смысл заглавия произведения. Как заглавие связано с темой и идеей?
3. Выполните упражнение (Задание 75).
Объяснение:
Бинарлық номерклатураға сәйкес тірі организмдерге неше сөзден тұратын ат қойылады ?
1
2
3
4
2/10
Бинарлық номенклатура кімдерге немесе нелерге ғылыми атау береді ?
Жерлерге
Суларға
Жануарларға
Қалаларға
3/10
Бинарлық номеклатураға сәйкес қасқырдың аты “Canis lupis”. Осы жердегі “lupis” сөзі нені білдіреді ?
Түрді
Туысты
Текті
Отрядты
4/10
Бинарлық номенклатураның дамуына елеулі үлес қосқан ғалым
К.Линней
К.Маркс
И.Ньютон
К.Баугин
5/10
Бинарлық номенклатура кімдерге немесе нелерге ғылыми атау береді ?
Расаларға
Жерлерге
Ғылымдарға
Микроорганизмдерге
6/10
Бинарлық номеклатураға сәйкес қасқырдың аты “Canis lupis”. Осы жердегі “Canis” сөзі нені білдіреді?
Отрядты
Түрді
Текті
Туысты
7/10
Бинарлық номеклатураға сәйкес тірі органимздерді қандай белгілеріне қарап бөледі ?
Морфологиялық - Психологиялық
Морфологиялық - Нейрологиялық
Физиологиялық - Морфологиялық
Физиологиялық – Психологиялық
8/10
Бинарлық номенклатурада қай тіл қолданылады ?
Парсы
Ағылшын
Латын
Грек
9/10
Бинарлық номенклатура кімдерге немесе нелерге ғылыми атау береді ?
Көлдерге
Өсімдіктерге
Жануарларға
Техникаларға
10/10
Бинарлық номенклатураны алғаш қолданған ғалым
К.Баугин
К.Линней
К.Маркс
И.Ньютон
В настоящее время начинает осознаваться теснейшая зависимость между экономикой, воспитанием, отношением к труду и культурой человека. Актуальнейшая проблема сегодня - нравственный облик, культураличности, так как в решении экономических, общесоциальных и культурных вопросов важны усилия не только коллектива, но и каждого человека.
Повышенный интерес к моральной проблематике в последнее время вызван также осознанием довольно низкой культуры в сфере общения.
Общение - сложный процесс, предполагающий стремление к истине.
Общение - сложный процесс, предполагающий умение слышать и слушать другого человека.
Общение - сложный процесс, предполагающий уважение к личности собеседника, с которым ведется диалог.
Подлинно человеческое общение строится на уважении достоинства другого человека, соблюдении выработанного человечеством норм нравственности.
В широком плане в понятие культуры поведения входят все аспект внутренней и внешней культуры человека: этикет, культура быта, ор - ганизация личного времени, гигиена, эстетические вкусы в выборе предметов потребления, культура труда.
Особое внимание следует обратить на культуру речи: умение говорить и слушать, вести беседу - важное условие взаимопонимания, проверки истинности или ложности своих мнений, представлений.
Речь - наиболее содержательное, емкое и выразительное средство общения.
Высокая речевая культура предполагает высокую культуру мышления, ибо незрелые мысли нельзя выразить в ясной доступной форме.