Учитель Кун и его учение Китайская культура вот уже почти 2000 лет находится под влиянием идей Конфуция. Родился учитель Кун (так буквально переводится его имя) на территории царства Лу (современная провинция Шаньдун) в эпоху династии Восточной Чжоу.
Разочарованный социальным и политическим неустройством того времени, Конфуций более 30 лет путешествовал по различным государствам в надежде убедить их правителей воспользоваться его учением для установления мира и социальной гармонии. Позже он вернулся в царство Лу, где до последнего вздоха проповедовал простым людям. Лишь спустя несколько веков правители династии Хань (206 год до н.э. – 220 г. н.э.) приняли его теории в качестве принципов управления страной.
Учение Конфуция сочетало в себе новизну и консерватизм. В древних текстах он обнаружил свод этических норм и принципов взаимоотношений, основанных на такой добродетели, как выполнение личного долга ради всеобщего блага. Примером он считал отношения между родителями и детьми: любовь и забота сочетаются с послушанием и сыновним долгом.
Подобные взаимоотношения существуют и между другими людьми, например, между мужем и женой, правителем и министром. Полное равенство возможно только между друзьями. Конфуций проповедовал и такие добродетели, как человеколюбие, преданность, искренность, справедливость.
В основе конфуцианских канонов лежат «Пять книг» и «Четверокнижие». «Пять книг» представляли собой тексты, по которым Конфуций занимался со своими учениками. «Книга перемен» (Ицзин) описывала метафизическую структуру Вселенной и взаимоотношения между людьми и космосом; «Книга исторических преданий» (Шуцзин) содержала примеры управления государством в «золотом веке»; «Книга песен» («Шицзин») служила пониманию людских сердец; «Книга церемоний» («Лицзин») давала наставления по правильному поведению; «Летопись весны и осени» («Чуньцю») включала оценки благоприятного правления, принадлежащие самому Конфуцию.
В «Четверокнижии», составленном ученым-неоконфуцианцем Чжу Си (1130-1200), были суммированы идеи Конфуция; в частности, в него вошли «Беседы» (Луньюй) – собрание бесед и высказываний Конфуция, собранных его учениками, и труды одного из последователей Конфуция – Мэн-цзы. Конфуцианские классические тексты долгое время служили основными текстами на имперских экзаменах: их заучивали наизусть. Многие фразы и афоризмы из этих текстов вошли в бытовую речь и были известны не только высокообразованным людям, но и неграмотным.
11. Название одного из главных философских трудов Конфуция «Пять книг» может звучать по-гречески
A) пенталогия
B) дилогия
C) альбом
D) трилогия
E) кодекс
12. Идеи Конфуция нашли своё отражение в «Четверокнижии» Чжу Си, составленном в
A) XII веке нашей эры
B) I веке до нашей эры
C) XVI веке нашей эры
D) XIV веке нашей эры
E) I веке нашей эры
13. Чужды учению Конфуция
A) гуманизм
B) доброта
C) нравственность
D) культ сильной личности
E) традиционные ценности
14. Слово «церемония» в названии одного из трудов означает
A) порядок совершения чего-либо
B) торжественный обряд
C) жизненный уклад
D) ритуал
E) этические нормы
15. Основные идеи учения Конфуция передавались
A) через императорские указы
B) через печатные издания
C) через глашатаев
D) из уст в уста
E) через театральные представления
1. Ягодам (каким?) висящим — причастие, н. ф. — висящий; от глаг. висеть.
2. Пост. — действ., наст. вр., несов. в.; непост. — в дат. п., мн. ч.
3. В предложении является определением.
Синтаксический разбор предложения
Моя тётя неожиданно расщедрилась и угостила меня вкусной черешней(4).
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.
Грамматическая основа: тётя (подлежащее, выражено именем существительным) расщедрилась (и) угостила (однородные сказуемые, выражены глаголами).
Второстепенные члены предложения:
(тётя) моя — определение, выражено местоимением;
(расщедрилась) неожиданно — обстоятельство, выражено наречием;
(угостила) меня — дополнение, выражено местоимением;
(угостила) черешней — дополнение, выражено именем существительным;
(черешней) вкусной — определение, выражено именем прилагательным.
Осенняя ночь тянется медленно. Кажется,
ей не будет конца. Сон в такую ночь в палатке крепкий, но недолгий. Ты просыпаешься через каждые два часа и выходишь взглянуть на небо. Смотришь, не взошёл ли Сириус, не видно ли на востоке полосы рассвета. с каждым часом ночь холодеет. к утру воздух обжигает лицо лёгким морозом. Полы палатки чуть-чуть провисают, и трава седеет от первого утренника. Пора вставать. На востоке уже наливается Тихим светом заря. Уже видны на небе огром- ные очертания ив, уже меркнут звёзды. Я спускаюсь к реке, моюсь. Вода тёплая, она кажется даже подогретой.