Укажите неверное утверждение (может быть несколько вариантов) 1) лексика - словарный запас слов
2) каждое слово имеет лексическое и грамматическое значение
3)антонимы могут относиться к разным частям речи
4) жаргонизмы относятся к лексике ограниченного употребления
5) диалектные слова употребляются людьми определенной социальной группы
2. Что объединяет слова в ряду с точки зрения лексикологии? Запиши ответ.
Слова для справок: профессионализмы, диалектизмы, заимствованные слова, историзмы, неологизмы, жаргонизмы, старославянизмы, фразеологизмы, архаизмы, экспрессивно окрашенные слова.
1) хутор, умёт, куржак
2) ботаник, предки, классно
3) аммиак, грамматика, биссектриса
4) фотошоп, квадроцикл, онлайн
5) тощий, восшествие, ковылять
6) прялка, боярин, горница
7) злато, врата, млеко
8) со всех ног, белая ворона, семь пядей во лбу
9) глаголить, ланиты, панёва
10)афоризм, шоссе, пицца
3. Определи, какое средство выразительности используется в предложении?
1) В сыроватой низине нашли несколько листьев ландыша с красной, как пуговица, завязью.
а) эпитет б) олицетворение в) метафора г) сравнение
2) Внизу звенел смех и кипела радость.
а) эпитет б) олицетворение в) метафора г) сравнение
3) Над нами свинцовые тучи.
а) эпитет б) олицетворение в) метафора г) сравнение
4) Вьющиеся кусты тянутся через ограду, хотят заглянуть в комнату, посмотреть через стеклянную дверь, что мы тут с вами делаем...
а) эпитет б) олицетворение в) метафора г) сравнение
4.Укажите антоним-фразеологизм к словосочетанию очень любить
1)души не чаять 2)как кошка с собакой 3)носить на руках
5.Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.
Сл…жавшиеся еловые ветви постепенно ра…пушились. В доме стоял зап…х хвои. Дети вск…чили пр…несли картонки с украшениями. Игрушки разд…лили пор..вну начали уб…рать ёлку. А вот уже комнату оз…рили ярко разг…рающиеся огоньки свечей. Скоро выяснилось, что вещей мало. Пришлось опять тв…рить. Стали золотить орехи пр…вязывать к пряникам и яблокам серебряные веревоч…ки. Вся атмосфера в доме распол…гала к праз…нику. Матушка наказала до вечера в гостиную (не) заглядывать и к ёлк… (не) прик…саться. (По А.Н. Толстому)
1. предложение: сложное, повествовательное, невосклицательное.
ГО: вообразить (сказуемое), было(сказуемое) подлежащего здесь нету.
второстепенные члены: трудно ( обстоятельство), на земле(обстоятельство) , без рек(обстоятельство (отвечает на вопрос "как?")). остальное не выделяем.
схема: [сказуемое , что сказуемое.].
2 предложение.
тоже самое, кроме...
ГО: природа (подлежащее), наградила(сказуемое), человек (подлежащее), селился (сказуемое)
второстепенные члены: к счастью ( обстоятельство), Землю (дополнение), реками(обстоятельство), издавна(обстоятельство), на берегах(обстоятельство), их(определение)
схема: [ подлежащее сказуемое , подлежащее сказуемое . ].
3 предложение.
тоже самое, кроме...
ГО: начинается (сказуемое), бьёт ( сказуемое) подлежащих тут нету.
второстепенные члены: почти(обстоятельство), с родничка, с ключа( определение), каждая(определение), который (определение), из-под земли ( обстоятельство)
схема: [ сказуемое , который сказуемое . ].
4 предложение.
предложение: простое, повествовательное, невосклицательное.
ГО: реки(подлежащее), богатство (сказуемое), великое и нашо ( определение)
схема: [ подлежащее сказуемое.].
2) Иона вздрагивает и сквозь ресницы, ОБЛЕПЛЕННЫЕ снегом, видит военного в шинели с капюшоном (А. Чехов "Тоска").
3) А читательница, ОЖИДАВШАЯ мелодраматического конца, может успокоиться (А. Чехов "Предложение").
4) Владимир ехал полем, ПЕРЕСЕЧЕННЫМ глубокими оврагами (А.С. Пушкин "Метель").
5) Погода утихла, тучи расходились, перед ним лежала равнина, УСТЛАННАЯ белым волнистым ковром (А.С. Пушкин "Метель").