Перед нами натюрморт. Натюрморт – это картина, на которой чаще всего изображен стол и то, что на нем находится – цветы, фрукты, вазы, столовые приборы, посуда, снедь (рыба, дичь и т.д.). Слово «натюрморт» пришло к нам из французского языка и буквально означает «мертвая природа». Это действительно так. Художники очень стараются, чтобы предметы выглядели натурально, неотличимо от настоящих, но все равно изображение получится неживым.Художник Ф. Толстой хотел оживить натюрморт. Но как? Очень просто: он включил в него живых существ – птиц, насекомых. И натюрморт «Букет цветов, бабочка и птичка» от этого как бы заиграл новыми красками, наполнился живой силой, как будто в неодушевленный предмет вдохнули жизнь. Если представить, что птички и насекомых на картине нет, она становится унылой, простой, похожей на сотни других натюрмортов.На картине мы видим стеклянную вазу, наполненную водой, а в ней несколько садовых цветов. Вокруг вазы разложены фрукты – яблоки и виноград. Гроздь винограда, видимо, только что сорвана, вместе с листьями, и усики винограда переплетаются с листьями цветов, стоящих в вазе.На переднем плане лежат две веточки красной и белой смородины. Они так освещены светом, что кажутся прозрачными. На виноградной веточке сидит какая-то необычная птичка с голубой «шапочкой» и голубым пятном на спинке. Она что-то высматривает на яблоке. Может быть, она увидела червячка или просто приняла за насекомое пятнышко на кожуре яблока?На одном из яблок мы и вправду видим насекомое – муху. А над ней летит мотылек, он тоже собирается сесть на яблоко или на цветок. Справа от букета изображена бабочка, которая только что вспорхнула с виноградного листа.Картина выглядит очень красочной и спокойной. Она вызывает в душе ощущение комфорта и равновесия.
Ох уж эта психологическая несовместимость, которой с такой лёгкостью прикрывают равнодушие и жестокость! У старых людей подчас меняется характер: бывает, что они становятся забывчивыми, по нескольку раз повторяют одно и то же, иногда недослышат, иногда не поймут, иногда без надобности упрямятся. Но ведь в детстве их дочери и сыновья сами не раз упрямились, капризничали, и матерям приходилось мириться с их характером, прощать ошибки. Но разве из-за этого мать любила своих детей меньше? Могло ли ей в голову прийти, что можно отказаться от собственного ребёнка, перестать разговаривать с ним, выселить из своего дома, сославшись на «психологическую несовместимость»? Как больно, когда человек забывает о том, что сделала для него мать, забывает о её любви, терпении, самоотверженности, и малейшая забота о ней кажется ему непосильной жертвой. Он не думает, что сам сеет в своём доме злые семена. Дети наблюдательны. Если они изо дня в день видят, как нетерпимы, безжалостны родители к старой матери, они воспримут это словно одно из правил жизни. Время бежит быстро. Не будут ли эти дети, став взрослыми, столь же безжалостны по отношению к собственной матери? А ведь мать у нас одна. (182 слова) По Т. Тэсс