Упражнение 134. В предложениях замените деепричастием сначала первый глагол, затем второй. Запишите предложения, составьте схемы. Как изменится смысл предложения?
Ялюблю весну и каждый год с нетерпением жду ее. мне нравится звонкая капель, лужи, отражающие весеннее солнышко, радостное чириканье воробьев, которые будто бы предчувствуют, что скоро вернутся из теплых краев их собратья, перелетные птицы. день становится заметно длиннее, вечерами можно подольше погулять на улице. я заметила, что у всех моих сверстников весной хорошее настроение. на душе так легко, словно готовишься к веселому празднику. в апреле можно убрать подальше в шкаф надоевшую тяжелую зимнюю одежду и принарядиться. в школьной раздевалке пестрят нарядные весенние девчоночьи курточки, мальчишки нарочно забывают дома шапки. на переменках все весело высыпают из школы на улицу, подышать свежим весенним воздухом. голоса на школьном дворе звучат отчетливее и звонче. весной во мне просыпается жажда деятельности. хочется лучше учиться, больше делать хороших дел. только вот на уроках сидеть все скучнее и скучнее, приходится себя заставлять делать уроки. в этом нет ничего удивительного, что нас все время тянет на улицу, ведь там лопаются почки на деревьях и появляются первые клейкие листочки. весна идет! весне дорогу!
Словосочетания по группам:
1) написание гласной в корне зависит от ударения:
преклоня´ться перед талантом, знаменитый плове´ц (искл.),
слегка загоре´ть, алая заря´, творе´нье Петра;
__
2) написание гласных зависит от суффикса, следующего за корнем:
предложить погулять, собирательный образ,
по лугам расстилается, тебя не касается, блистая искрами;
__
3) написание гласных зависит от буквы, следующей за гласной:
выросли в саду, выращенный в саду,
вскочил в седло, проскакал несколько километров,
мужчина неопределенного возраста;
__
4) написание гласных зависит от значения:
равноправные партнеры, макать сухари в молоко,
обмакнуть в сметану, далекая равнина (искл.), белая промокашка.
__
**Корни с чередованием выделены жирным шрифтом – обозначить ∩.
Гласные в этих корнях (орфограммы) подчеркнуть одной чертой.
В 1-й группе проставить ударение.
Во 2-й группе обозначить суффикс Λ –а-, если есть, и подчеркнуть двумя чертами.
В 3-й группе подчеркнуть последние согласные в корне двумя чертами.
Ялюблю весну и каждый год с нетерпением жду ее. мне нравится звонкая капель, лужи, отражающие весеннее солнышко, радостное чириканье воробьев, которые будто бы предчувствуют, что скоро вернутся из теплых краев их собратья, перелетные птицы. день становится заметно длиннее, вечерами можно подольше погулять на улице. я заметила, что у всех моих сверстников весной хорошее настроение. на душе так легко, словно готовишься к веселому празднику. в апреле можно убрать подальше в шкаф надоевшую тяжелую зимнюю одежду и принарядиться. в школьной раздевалке пестрят нарядные весенние девчоночьи курточки, мальчишки нарочно забывают дома шапки. на переменках все весело высыпают из школы на улицу, подышать свежим весенним воздухом. голоса на школьном дворе звучат отчетливее и звонче. весной во мне просыпается жажда деятельности. хочется лучше учиться, больше делать хороших дел. только вот на уроках сидеть все скучнее и скучнее, приходится себя заставлять делать уроки. в этом нет ничего удивительного, что нас все время тянет на улицу, ведь там лопаются почки на деревьях и появляются первые клейкие листочки. весна идет! весне дорогу!