ВПР (2 часть) Запишите в тетрадях число, выполните задания, пронумеровав их, начиная с №2 (1-е задание ВПР вы написали в декабре-диктант)
ТЕКСТ
Оля и Петя отдыхают летом на даче в деревне. Радуют глаз голубые брызги васильков, жёлтые головки лютиков, розовый клевер. В тишине летнего утра слышны только птичьи голоса и стрёкот кузнечиков.
Дачный домик утопает в пышной зелени и цветах. Узкая дорожка за домом ведёт к широкой речке. На берегу речки дети наблюдают за стайками мелких рыб.
В субботу вся семья отправилась на лодочную прогулку. Папа налегает на вёсла и ловко направляет лодку к другому берегу. Мама и ребята любуются чудесными кувшинками. (80 слов)
2. Найди во 2–3 абзацах текста предложение с однородными подлежащими. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные подлежащие.
3. Выпиши из текста 4-е предложение
1) Подчеркни в нём главные члены.
2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.
4. Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.
Статуя, километр, позвонят, ждала.
5. В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки глухие твёрдые. Выпиши это слово.
Всем кошкам присуща бесшумная, мягкая походка.
6. Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
(1)Мы редко задумываемся, как живётся растениям, как они переносят холод или жару. (2)И в зимнюю стужу, и в летний зной стоят под открытым небом «бездомные» деревья. (3)От холода их выручает кора. (4)А что их от жары?
(5)Оказывается, тоже кора: ведь у деревьев нет запасной одежды, они не могут сменить тёплую шубу на лёгкое платьице. (6)Посмотрите на жителей жаркой Средней Азии: они даже по солнцепёку ходят в ватном халате. (7)Рыхлая вата лучше тонкой рубашки задерживает тепловые лучи, и в самое пекло в таком халате нежарко. (8)Пористая кора деревьев, как ватный халат, тоже годится для любой погоды. (9)Особенно хорошо защищает от жары толстая кора-шуба, но не всем деревьям одинаково повезло. (10)Самой обиженной оказалась берёза: у неё самая тонкая кора.
(11)Берёзу выручает… краска! (12)Вспомните: и самолёты, и морские лайнеры красят в белый цвет. (13)Белый цвет лучше всякого другого отражает солнечные лучи, и поверхность меньше нагревается. (14)Вот и берёза таким же от жары.
(15)У других деревьев кора толще — им и без белого цвета можно обойтись, а тонкокожей берёзе никак нельзя!
(По Н. Осипову)
7. Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
8. Задай по тексту вопрос, который определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.
9. Как ты понимаешь значение слова «зной» из 2-го предложения? Запиши своё объяснение.
10. Замени слово «годится» из 8-го предложения близким по значению словом. Запиши это слово.
12. Выпиши из 14-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).
13. Выпиши из 13-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).
14. Выпиши из 1-го предложения все глаголы в той форме, в которой они употреблены в предложении.
15. Представь, что ты хочешь посмотреть в магазине книгу, но не можешь дотянуться до полки, на которой она стоит. С какими словами ты вежливо обратишься за к продавцу , чтобы он тебе достать книгу? Запиши свою
Объяснение:
. Отметьте предложение с неоправданным нарушением порядка слов.
1). Вечер ясен, и тиха розовая вода.
2). С одноклассниками мы не расстаемся даже во время каникул: встречаемся в парке, ходим друг к другу в гости.
3). Почти каждый день, плотный и непроглядный, нависал над Лондоном туман.
4). Проехав еще несколько часов, путешественники, голодные и уставшие, сделали остановку.
2. Укажите предложение, в котором нарушено одно из правил согласования подлежащего и сказуемого. Исправьте ошибку
1). Команда лыжников заняли верхние строчки в турнирной таблице.
2). С начала соревнований два дня.
3). Несколько человек сразу же вышли из зала.
4). Пятнадцать лет минуло с той поры.
3. Укажите предложение с ошибкой в согласовании. Исправьте ошибку.
1). В это время вдалеке взорвались сразу два тяжелых снаряда.
2). Рядом с матерью расположились две взрослые дочери.
3). Жители нашего и соседнего домов были приглашены на концерт.
4). Этот мастер – талантливая самоучка.
4. Укажите предложение с ошибкой в управлении. Исправьте ошибку.
1). Открытие выставки превзошло все наши ожидания.
2). Только благодаря стараний службы завалы были разобраны в короткие сроки.
3). В октябре состоялся конкурс на лучшее сочинение о родном городе.
4). Человечество научилось бороться с неизлечимыми ранее заболеваниями, но до сих пор не найдено лекарство против душевной черствости и равнодушия.
5. Укажите предложение, в котором нарушена норма употребления однородных членов.
1). Перед глазами вздымались и тут же разбивались о камни огромные волны.
2). С одиночеством трудно привыкнуть или смириться.
3). Лес стоял белый, сонный, немой.
4). Рыбная ловля для норвежцев не только источник дохода, ни о часть национальной культуры.
6. Укажите предложение, в котором не нарушена норма употребления однородных членов предложения.
1). Учился он плохо, задания выполнял с трудом или с родителей.
2). Сибирская земля богата железом, полезными ископаемыми, каменным углем.
3). В турнире принимали участие представители многих стран: Бельгия, Россия, Франция.
4). Она с любовью посмотрела на сына, обняла его.
7. Укажите предложение с ошибкой в употреблении причастного оборота. Исправьте ошибку.
1). Он только что вышел из темноты леса на поляну, ярко освещенной луной.
2). Разговор был продолжен в кабинете, заставленном кубками и наградами.
3). Ветер играл мягкими локонами, обрамлявшими лоб девочки.
4). Утомленный всем пережитым за этот день, Алексей ушел к себе.
8. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Оказавшись в незнакомом городе
1) меня, в первую очередь, интересует его история.
2) чувство тревоги не покидает меня..
3) я люблю бесцельно бродить по улицам.
4) его дома и улицы могут многое рассказать..
9. Укажите предложение, в котором нарушены синтаксические нормы. Исправьте ошибку.
1). Меня не покидала уверенность в том, что мы отыщем пропавшую экспедицию.
2). Море казалось огромным, необъятным, полным напряженного движения.
3). В конце 19 века чай был привилегией состоятельных людей.
4). Он боялся, что со временем его работа окажется ненужной и одиночества.
10. Укажите предложение, не содержащее нарушений синтаксических норм.
1). Сын уехал из родного города вопреки желания родителей.
2). Большое внимание в романе не только уделено изображению характеров героев, но и описанию быта казаков..
3). Без сомнения, пингвин получил известность благодаря своему комическому сходству с человеком.
4). История знакомит нас со многими известными людьми, называющиеся гениями.
11. Укажите предложение, в котором нарушены синтаксические нормы. Исправьте ошибку.
1). Греческая драма началась с поклонения богу Дионису.
2). Барабан, вероятно, был самым старым инструментом, созданным человеком для извлечения звуков.
3). Каждый раз, возвращаясь со школы, Юля собиралась заглянуть в этот дом.
4). Тропы , проложенные животными по лесам и джунглям были, очевидно, прообразами человеческих дорог.
12. Укажите предложение, не содержащее нарушений синтаксических норм.
1). Родина картофеля – высокогорья Эквадора и Перу, где и сегодня можно встретить дикорастущий картофель которым человек ест, характеризует о степени его цивилизованности.
3). В Средние века монахи были единственными людьми, кто хранили секреты кулинарного искусства.
4). Музыка не только исцеляет душу, а также укрепляет
1) (Надо) мной - личное, (над кем?) дополнение;
2)сквозь) них - личное, (сквозь что?), дополнение;
3) под ними - личное (под чем?), дополнение;
4) нечего - отрицательное, (чего?), дополнение;
5) не кто - отрицательное, (кто?), подлежащее;
6) другой - определительное, (кто?) подлежащее;
7) наш - притяжательное, (чей?) , определение;
8) кое-что - неопределённое, (что?), дополнение;
9) ее - притяжательное, (чьё?) , определение;
10) (перед) ним - личное, (перед кем?), дополнение;
11) её - личное, (кого?), дополнение;
12) самоё - определительное, (кого?), дополнение;
13) она - личное, (кто?) , подлежащее;
14) в нём - личное, (в ком?) дополнение;
15) ничего - отрицательное, (чего?), дополнение;
16) некое - неопределённое, (какое?), определение;
17) (в) её - притяжательное, (чьих?), определение;
18) я - личное, (кто?), подлежащее;
19) сам - определительное, (кто?), подлежащее;
20) это - указательное, (какое?), определение;
21) самое - определительное, (какое?), определение;
22) моей - притяжательное, (чьей?), определение;
23) я - личное, (кто?), подлежащее;
24) несколько - неопределённое, (сколько?), обстоятельство;
25) ко мне - личное, (к кому?), дополнение;
26) что - относительное, (что?), подлежащее;
27) я - личное, (кто?), подлежащее;
28) ( у) меня - личное, (у кого?), дополнение;
29) ничем - отрицательное, (чем?), дополнение;
30) иным - определительное, (каким?), определение;
31) (в) котором - относительное, (в каком?), определение;
32) что-то - неопределённое, (что?), подлежащее;
33) вся - определительное, (какая?), определение;
34) мне - личное, (кому?), дополнение;
35) его - притяжательное, (чьё?), определение;
36) (на) всём - определительное, (на чём?), дополнение;
37) ничего - отрицательное, (чего?), дополнение;
38) (в) его - притяжательное, (в чью?), определение;
39) чей-то - неопределённое, (чей?), определение;
40) ему - личное, (кому?), дополнение.