Вспомните, что такое название текста. Какова его функция? Подумайте, можно ли по названию определить, о чем пойдет речь в тексте? А можно ли определить тип речи?
• «Пятится ли рак назад?»
• «Мой воскресный день»
• «Лесной оркестр»
• «Зимний день»
• «Сосна»
• «Мой друг»
• «Что я люблю и не люблю»
2. Разверните одно из высказываний. Определите тип текста:
• День только начинался…
• Как объяснить случай, о котором я вам сейчас расскажу?
• Что-то странное было в этом человеке…
• Каждый день нам подарен для счастья…
3. Сравните темы. Какие из них, на ваш взгляд, предполагают соединение типов речи? Каких? Почему
• «За что я люблю (осень, весну…)»
• «Звездное небо»
• «Лунный свет»
• «Сказание о моем друге»
• «Мой хороший (нехороший) поступок»
• «Смех весны
• «О чем может сказать дом»
• «Портрет моего дома»
• «Советы друзьям»
• «Чему нас учат сказки»
4. Прочитайте текст.
В любом названии места скрывается тайна. И чем древнее посёлок, улица или река, тем тайна глубже. Каждый из нас обязательно с самого детства пытался найти ключи к этим тайнам. Мы без труда решаем задачи, если нашу деревню называют Сосновка, Осиновка, Дубровка, Берёзовка. Тут всё ясно, даже если сегодня лесом и не пахнет возле деревни. Но вот уже чуть сложнее задача. Село Орлово. Я родился в этом селе и, конечно, где-то лет в десять решил, что в наших местах водилось много орлов. Отец, с которым я поделился своим открытием, сказал, что некогда селом правил барин Орлов. С возрастом интерес к такого рода исследованиям не пропадает. Я с жадностью читал и расспрашивал обо всём, что касалось села. Я обнаружил, что никакой барин Орлов нашим селом не правил, что село всегда было вольным. Но почему оно называлось Орлово, так и не удалось докопаться. (По В. Пескову)
- Определите тему, основную мысль, идею данного текста. - Как можно озаглавить текст? - Какой тип речи использован в тексте?
5. Сравните тексты. Определите тему, основную мысль, идеи текстов. При каких языковых средств реализуется замысел в данных текстах?
А.. Свежеет ветер, меркнет ночь,
А море злей и злей бурлит,
И пена плещет на гранит –
То прянет, то отхлынет прочь.
Все раздражительней бурун;
Его шипучая волна
Так тяжела и так плотна,
Как будто в берег бьет чугун.
Как будто бог морской сейчас,
Всесилен и неумолим
Трезубцем пригрозив своим,
Готов воскликнуть: «Вот я вас!»
А. А. Фет
Б. Гребень вала, распластанный корабельным килем, напоминал крылья гигантской птицы. Пена неслась в воздух. Паруса, туманно видимые из-за бакборта выше бушприта, полные неистовой силы шторма, валились всей громадой назад, чтобы, перейдя вал, выпрямиться, а затем, наклоняясь над бездной, мчать судно к новым лавинам. Разорванные облака низко перелетали над океаном. Тусклый свет обреченно боролся с надвигающейся тьмой ночи.
А. С. Грин
В. В настоящее время здесь разыгрывается настоящая буря. Усиливается ветер до 20 метров в секунду, высота волн уже превышает 5 метров. Как это обычно бывает в такую погоду, снижается видимость.
Из газеты
6. Как связаны между собой предложения?
(1) Жили-были лиса да заяц. У лисы была избенка ледяная, а у зайца лубяная.
(2) В комнату вошел человек. Вошедший был бледен.
(3) Хвастовство — это глупость. Глупому всегда почему-то кажется, что он лучше других.
(4) Девочка сидит за столом. Она читает книгу.
(5) Он надел очки. Глаза стали лучше видеть.
7. Проанализируйте текст по следующему плану:
1. Докажите, что это текст.
2. Определите тему текста.
3. Сформулируйте основную мысль.
4. Озаглавьте текст.
5. Определите тип текста, докажите свое мнение как развивается мысль в тексте.
7. Определите и средства связи предложений в тексте. Как они раскрыть основную мысль?
В детстве и юности мир существует для нас в ином качестве, чем в зрелые годы. В детстве жарче солнце, гуще трава, обильнее дожди, ярче небо и смертельно интересен каждый человек. Для детей каждый взрослый кажется существом немного таинственным — будь это плотник с набором инструментов, пахнущих стружкой, или ученый, знающий, почему трава окрашена в зеленый цвет. Поэтическое восприятие жизни, всего окружающего нас — великий дар, доставшийся нам от поры детства. Если человек не растеряет этот дар на протяжении долгих лет, то он поэт или писатель. В конце концов разница между обоими невелика. Ощущение жизни как непрерывной новизны — вот та плодотворная почва, на которой расцветает и созревает искусство.
К. Г. Паустовский
Зимняя погода поражает своей красотой и стабильностью. Зачастую в самое холодное время года температура за окном опускается ниже ноля. Все вокруг укутывается в белое одеяло - природа засыпает до весны. На улице тихо, спокойно.
Зимой под ногами весело хрустит снежок. Кажется, что он рассказывает нам о своих секретах. Небо то темное и серое, то голубое, яркое. Если зимой выходит солнышко, то оно отражается на снегу. Создается впечатление, что кто-то рассыпал по земле бриллианты. Вот такая погода бывает зимой.
Я считаю своим увлечением музыку. В современном мире она остаётся самым интересным и популярным хобби. Данный вид искусства всегда был интересен человечеству. Всегда и повсюду музыка нас сопровождает — дома, на улице, в общественном транспорте. Без музыки не обходится ни одно мероприятие или торжество. Моё увлечение музыкой началось в раннем детстве. Вот уже пять лет я совершенствую свою игру на балалайке в оркестре русских народных инструментов. Я ещё пока не решил, становиться ли профессиональным музыкантом, поскольку это занятие требует серьёзной выдержки и крепкой нервной системы. Также любимое дело окрыляет и вдохновляет и не хотелось бы превращать его в обычное будничное повторяющееся каждый день действие. Я считаю, что те родители совершают ошибку, которые насильно заставляют детей заниматься музыкой или танцами. Для ребёнка это будет навязанным, а не любимым делом. Есть и другой неверный подход, когда родители не считают творчество серьезным увлечением, и заставляют ходить на занятия по экономике или юриспруденции. И в первом, и во втором случае родители не учитывают желание самого ребёнка, то, что нравиться ему самому.
Я считаю, что музыка — самая прекрасная вещь, которую создал за свою долгую историю человек. Волшебные звуки проникают в нашу душу, изменяют её в лучшую сторону, восстанавливает и дают надежду. Меня окружают много людей, у которых есть своё музыкальное хобби, и они весьма необычны, загадочны, интересны, величественны благодаря той тайне, которую несёт в себе музыка. Полагаю, что они очень тонко понимают жизнь. Музыка, я имею ввиду классическую и народную, дарит нам гармонию. Она является отдушиной для человека. Она примиряет нас с внешним миром обрести душевное спокойствие. Убежать от проблем современного мира невозможно, но в наших силах найти себе опору в такой деятельности, которая создаст психологический комфорт, позволит нам отдохнуть и восстановиться. И здесь музыка. Музыка как хобби подходит даже тем, кто считает, что лишён от рождения музыкального слуха. Конечно, не все умеют петь или играть на музыкальных инструментах, но все воспринимать музыку, слушать и слышать красивую мелодию может каждый. Занимаясь своим любимым делом, можно окружить себя музыкой, и обнаружить, насколько ярче станет мир вокруг вас. А как необходима музыка в моменты грусти! Музыкальное сопровождение побуждает не погружаться в сложившуюся неприятную или грустную ситуацию, а наоборот пережить все трудные жизненные моменты, которые случаются с каждым из нас, и найти верное решение. Музыка Моцарта наполнит энергией, творения Вивальди придадут бодрости и устранят усталость, но самое благотворное влияние на человека оказывают народные композиции.
Хотелось бы всем посоветовать научиться играть на каком-либо музыкальном инструменте. Данное умение развить координацию рук и глаз концентрировать внимание, приучает к дисциплине, усидчивости, улучшает память и воображение. Будет ли моё увлечение музыкой в будущем связано с моей профессией – я тоже пока не знаю. Ведь я еще люблю рисовать и путешествовать, открывать для себя научные знания (особенно по химии). Знаю точно одно: музыка, как верный друг, всегда будет занимать важное место в моей жизни.