Трудности в правописании гласных встречаются тогда, когда звук находится в безударном положении и поэтому слышится неясно. В этом месте может возникнуть ошибка.
Пример:
землЯ, хорошО, светлО.
Безударные гласные в корне, проверяемые ударением
Чтобы не ошибиться в написании слов с безударным гласным в корне, нужно изменить это слово или подобрать однокоренное так, чтобы этот гласный находился под ударением (в сильной позиции).
Пример:
землЯ — зЕмли, светлО — свЕт.
В некоторых словах безударный гласный корня нельзя проверить ударением, так как во всех однокоренных словах этот гласный безударный.
Пример:
хорошО, хорОшенький, хорошИст, прихорАшиваться...
Такие слова называются словами с непроверяемыми гласными. Правописание этих слов нужно проверять по словарю и запоминать.
Пример:
портфель, собака, вестибюль, вокзал, пальто...
Гласные О/Ё после шипящих в корне слова. И/Ы после Ц
В корне слова после шипящих под ударением пишется ё, если можно подобрать однокоренное слово, в котором пишется е.
Пример:
шЕпот — шЕпчет, жЁлтый — жЕлтеть.
Если подобрать проверочное слово нельзя, пишется о.
Пример:
жОкей, шОмпол, шОрох.
В корне слова после ц и в существительных, оканчивающихся на –ция, пишется и.
Пример:
циферблат, цирк, акация, акция.
Исключения: цыган, цыпочки, цыплёнок, цыкнуть.
Чередование гласных в корне слова
Чередование е/и
В корнях с чередующимися гласными е/и (пер–/пир–, мер–/мир–, стел–/стил–, бер–/бир–, дер–/дир– и др.) буква и пишется только тогда, когда после корня следует суффикс –а–.
Чтобы правильно написать согласный в корне слова, нужно изменить слово или подобрать к нему однокоренное, в котором после проверяемого согласного стоял бы гласный или согласные л, м, н, р.
Написание некоторых слов с непроизносимым согласным нельзя проверить подбором родственного слова. Такие слова надо запомнить или проверять по словарю.
Пример:
праздник, чувство, лестница.
Правописание удвоенных согласных
Написание слов с удвоенными согласными нужно запоминать или проверять по словарю: телеграмма, грамматика, стеллаж, искусство.
Чередование согласных в корне слова
Корень в родственных словах, как правило, всегда одинаков, за исключением тех случаев, когда в слове происходят чередования звуков. Следует запомнить некоторые исторические чередования, чтобы уметь правильно найти корень в слове.
4.Я считаю, Пушкин создал самостоятельное художественное произведение, которое он будто перевёл, но на свой лад. Вспомнив о жизни Пушкина, можно много размышлять об "Арионе".
5.На стене весели картинки истории о блудном сыне.Притча становится пророческой в судьбе Дуни,она предала отца,покинув отчий дом,как на первой картинке.Окружила себя ложными друзьями,как на второй картинке.Это не принесло ей счастья и радости,только настоящее раскаяние искупает грехи,приносит прощение любящих родителей,третья картинка из притчи. Дуня нарушила пятую заповедь "Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен".Предав отца,ради своего счастья,она сделала себя несчастной.Почитать и уважать родителей это обязанности каждого человека,Дуна отреклась от отца.
-"Вот уже третий год, заключил он, как живу я без Дуни и как об ней нет ни слуху, ни духу. Жива ли, нет ли, бог ее ведает."
Судьба Дуни заставляют задуматься об ответственности за свои действия,перед близкими людьми.Она переступила через приличия,уважение к отцу и сбежала.Отец умирает от горя,а Дуня так и не успела попросить у него прощения.
-"...старый смотритель с год как помер..."
Она раскаивается,но уже слишком поздно,отца не вернуть.
-"Вот летом проезжала барыня, так та спрашивала о старом смотрителе и ходила к нему на могилу."
Каждый человек стремиться к счастью,но нельзя предавать близких,ради своего благополучия.У всех есть выбор и Дуня сделала неправильный выбор,обрекла отца на страдания и гибель.
-"Как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика."
Обвинять стоит ,скорее всего, тяжёлую жизнь Дуни,не дававшую ей надежды на счастье в будущем.Но не стоит и оправдывать поступок молодой девушки,никогда безнравственные поступки не смогут принести счастья."На чужом несчастье,счастья не построить".
6. Паустовские телеграфирует нам ,что нельзя быть равнодушными к своим родителям.Матери ждут нас всегда,ждут новостей от нас,они нас просто ждут.
Героиня рассказа "Телеграмма" Настя,жила в Ленинграде и уделяла много времени чужим проблемам.Она была добрая,отзывчивая,охотно всем,но для матери у неё не находилось времени,откладывала всё на потом,успею,спешить некуда.Старушка Катерина Петровна не хотела тревожить дочь,она она жила в деревне и ей совсем чужие люди,а дочь три года ни разу не навестила мать.Она присылала деньги маме,раз в два-три месяца и считала,что этого достаточно.Когда ей пришла телеграмма,что мать умирает,только тогда собралась в дорогу.Она не успела,мать похоронили без Насти и только тогда дочь что её не было рядом с мамой,единственно близким человеком,когда она была так ей нужна.Слишком поздно пришло понимание,сожаление и раскаяние,о чём и пытается сказать нам автор:берегите своих близких ,любите их,заботьтесь о них,иначе будет поздно.Паустовские телеграфирует нам ,что нельзя быть равнодушными к своим родителям.Матери ждут нас всегда,ждут новостей от нас,они нас просто ждут.
Героиня рассказа "Телеграмма" Настя,жила в Ленинграде и уделяла много времени чужим проблемам.Она была добрая,отзывчивая,охотно всем,но для матери у неё не находилось времени,откладывала всё на потом,успею,спешить некуда.Старушка Катерина Петровна не хотела тревожить дочь,она она жила в деревне и ей совсем чужие люди,а дочь три года ни разу не навестила мать.Она присылала деньги маме,раз в два-три месяца и считала,что этого достаточно.Когда ей пришла телеграмма,что мать умирает,только тогда собралась в дорогу.Она не успела,мать похоронили без Насти и только тогда дочь что её не было рядом с мамой,единственно близким человеком,когда она была так ей нужна.Слишком поздно пришло понимание,сожаление и раскаяние,о чём и пытается сказать нам автор:берегите своих близких ,любите их,заботьтесь о них,иначе будет поздно.Паустовские телеграфирует нам ,что нельзя быть равнодушными к своим родителям.Матери ждут нас всегда,ждут новостей от нас,они нас просто ждут.
Героиня рассказа "Телеграмма" Настя,жила в Ленинграде и уделяла много времени чужим проблемам.Она была добрая,отзывчивая,охотно всем,но для матери у неё не находилось времени,откладывала всё на потом,успею,спешить некуда.Старушка Катерина Петровна не хотела тревожить дочь,она она жила в деревне и ей совсем чужие люди,а дочь три года ни разу не навестила мать.Она присылала деньги маме,раз в два-три месяца и считала,что этого достаточно.Когда ей пришла телеграмма,что мать умирает,только тогда собралась в дорогу.Она не успела,мать похоронили без Насти и только тогда дочь что её не было рядом с мамой,единственно близким человеком,когда она была так ей нужна.Слишком поздно пришло понимание,сожаление и раскаяние,о чём и пытается сказать нам автор:берегите своих близких ,любите их,заботьтесь о них,иначе будет поздно.
Трудности в правописании гласных встречаются тогда, когда звук находится в безударном положении и поэтому слышится неясно. В этом месте может возникнуть ошибка.
Пример:
землЯ, хорошО, светлО.
Безударные гласные в корне, проверяемые ударением
Чтобы не ошибиться в написании слов с безударным гласным в корне, нужно изменить это слово или подобрать однокоренное так, чтобы этот гласный находился под ударением (в сильной позиции).
Пример:
землЯ — зЕмли, светлО — свЕт.
В некоторых словах безударный гласный корня нельзя проверить ударением, так как во всех однокоренных словах этот гласный безударный.
Пример:
хорошО, хорОшенький, хорошИст, прихорАшиваться...
Такие слова называются словами с непроверяемыми гласными. Правописание этих слов нужно проверять по словарю и запоминать.
Пример:
портфель, собака, вестибюль, вокзал, пальто...
Гласные О/Ё после шипящих в корне слова. И/Ы после Ц
В корне слова после шипящих под ударением пишется ё, если можно подобрать однокоренное слово, в котором пишется е.
Пример:
шЕпот — шЕпчет, жЁлтый — жЕлтеть.
Если подобрать проверочное слово нельзя, пишется о.
Пример:
жОкей, шОмпол, шОрох.
В корне слова после ц и в существительных, оканчивающихся на –ция, пишется и.
Пример:
циферблат, цирк, акация, акция.
Исключения: цыган, цыпочки, цыплёнок, цыкнуть.
Чередование гласных в корне слова
Чередование е/и
В корнях с чередующимися гласными е/и (пер–/пир–, мер–/мир–, стел–/стил–, бер–/бир–, дер–/дир– и др.) буква и пишется только тогда, когда после корня следует суффикс –а–.
Пример:
выбирать — выберут, умирать — умереть, расстилать — расстелить, раздирать — раздерут, запирать — запереть, блистать — блестеть.
Чередование а/о
1. В корнях лаг–/лож– и кас–/кос– буква а пишется, если за корнем идёт суффикс –а–.
Пример:
полагать — положить, касаться — коснуться.
2. В корне гар–/гор– в безударном положении пишется о (под ударением — а).
Пример:
загорЕть — загорАть, загорЕлый, но загАр.
Исключение: вЫгарки.
3. В корне зар–/зор– в безударном положении пишется а (под ударением бывает и а, и о).
Пример:
зарЯ, зарнИца, озарЁнный, но зОри, зАрево.
4. В корне раст– гласный а без ударения пишется перед ст и щ; перед с, без т пишется о.
Пример:
возраст, наращение, но росла.
Исключение: Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль.
Корни с полногласием и неполногласием
Корни с неполногласием
(из старославянского языка)
Корни с полногласием
(исконно русские)
–ра–, –ла–, –ре–, –ле–
Бразды, охлаждение, возглас, оглавление, ограда
–оро–, –оло–, –ере–, –ело–/–оло–
борозда, холод, голос, голова, огородить
Правописание согласных в корне слова
Проверяемые и непроизносимые согласные
Чтобы правильно написать согласный в корне слова, нужно изменить слово или подобрать к нему однокоренное, в котором после проверяемого согласного стоял бы гласный или согласные л, м, н, р.
Пример:
дуб — дубок, наряд — нарядный, тростник — тростинка, солнце — солнышко.
Написание некоторых слов с непроизносимым согласным нельзя проверить подбором родственного слова. Такие слова надо запомнить или проверять по словарю.
Пример:
праздник, чувство, лестница.
Правописание удвоенных согласных
Написание слов с удвоенными согласными нужно запоминать или проверять по словарю: телеграмма, грамматика, стеллаж, искусство.
Чередование согласных в корне слова
Корень в родственных словах, как правило, всегда одинаков, за исключением тех случаев, когда в слове происходят чередования звуков. Следует запомнить некоторые исторические чередования, чтобы уметь правильно найти корень в слове.
Пример:
г//ж//з — друг — дружить — друзья;
т//ч//щ — свет — свеча — освещение;
д//ж//жд — труд — тружусь — утруждать;
б//бл — любовь — люблю;
в//вл — ловить — ловля;
м//мл — ломить — преломление;
п//пл — лупить — луплю...
4.Я считаю, Пушкин создал самостоятельное художественное произведение, которое он будто перевёл, но на свой лад. Вспомнив о жизни Пушкина, можно много размышлять об "Арионе".
5.На стене весели картинки истории о блудном сыне.Притча становится пророческой в судьбе Дуни,она предала отца,покинув отчий дом,как на первой картинке.Окружила себя ложными друзьями,как на второй картинке.Это не принесло ей счастья и радости,только настоящее раскаяние искупает грехи,приносит прощение любящих родителей,третья картинка из притчи. Дуня нарушила пятую заповедь "Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен".Предав отца,ради своего счастья,она сделала себя несчастной.Почитать и уважать родителей это обязанности каждого человека,Дуна отреклась от отца.
-"Вот уже третий год, заключил он, как живу я без Дуни и как об ней нет ни слуху, ни духу. Жива ли, нет ли, бог ее ведает."
Судьба Дуни заставляют задуматься об ответственности за свои действия,перед близкими людьми.Она переступила через приличия,уважение к отцу и сбежала.Отец умирает от горя,а Дуня так и не успела попросить у него прощения.
-"...старый смотритель с год как помер..."
Она раскаивается,но уже слишком поздно,отца не вернуть.
-"Вот летом проезжала барыня, так та спрашивала о старом смотрителе и ходила к нему на могилу."
Каждый человек стремиться к счастью,но нельзя предавать близких,ради своего благополучия.У всех есть выбор и Дуня сделала неправильный выбор,обрекла отца на страдания и гибель.
-"Как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика."
Обвинять стоит ,скорее всего, тяжёлую жизнь Дуни,не дававшую ей надежды на счастье в будущем.Но не стоит и оправдывать поступок молодой девушки,никогда безнравственные поступки не смогут принести счастья."На чужом несчастье,счастья не построить".
6. Паустовские телеграфирует нам ,что нельзя быть равнодушными к своим родителям.Матери ждут нас всегда,ждут новостей от нас,они нас просто ждут.
Героиня рассказа "Телеграмма" Настя,жила в Ленинграде и уделяла много времени чужим проблемам.Она была добрая,отзывчивая,охотно всем,но для матери у неё не находилось времени,откладывала всё на потом,успею,спешить некуда.Старушка Катерина Петровна не хотела тревожить дочь,она она жила в деревне и ей совсем чужие люди,а дочь три года ни разу не навестила мать.Она присылала деньги маме,раз в два-три месяца и считала,что этого достаточно.Когда ей пришла телеграмма,что мать умирает,только тогда собралась в дорогу.Она не успела,мать похоронили без Насти и только тогда дочь что её не было рядом с мамой,единственно близким человеком,когда она была так ей нужна.Слишком поздно пришло понимание,сожаление и раскаяние,о чём и пытается сказать нам автор:берегите своих близких ,любите их,заботьтесь о них,иначе будет поздно.Паустовские телеграфирует нам ,что нельзя быть равнодушными к своим родителям.Матери ждут нас всегда,ждут новостей от нас,они нас просто ждут.
Героиня рассказа "Телеграмма" Настя,жила в Ленинграде и уделяла много времени чужим проблемам.Она была добрая,отзывчивая,охотно всем,но для матери у неё не находилось времени,откладывала всё на потом,успею,спешить некуда.Старушка Катерина Петровна не хотела тревожить дочь,она она жила в деревне и ей совсем чужие люди,а дочь три года ни разу не навестила мать.Она присылала деньги маме,раз в два-три месяца и считала,что этого достаточно.Когда ей пришла телеграмма,что мать умирает,только тогда собралась в дорогу.Она не успела,мать похоронили без Насти и только тогда дочь что её не было рядом с мамой,единственно близким человеком,когда она была так ей нужна.Слишком поздно пришло понимание,сожаление и раскаяние,о чём и пытается сказать нам автор:берегите своих близких ,любите их,заботьтесь о них,иначе будет поздно.Паустовские телеграфирует нам ,что нельзя быть равнодушными к своим родителям.Матери ждут нас всегда,ждут новостей от нас,они нас просто ждут.
Героиня рассказа "Телеграмма" Настя,жила в Ленинграде и уделяла много времени чужим проблемам.Она была добрая,отзывчивая,охотно всем,но для матери у неё не находилось времени,откладывала всё на потом,успею,спешить некуда.Старушка Катерина Петровна не хотела тревожить дочь,она она жила в деревне и ей совсем чужие люди,а дочь три года ни разу не навестила мать.Она присылала деньги маме,раз в два-три месяца и считала,что этого достаточно.Когда ей пришла телеграмма,что мать умирает,только тогда собралась в дорогу.Она не успела,мать похоронили без Насти и только тогда дочь что её не было рядом с мамой,единственно близким человеком,когда она была так ей нужна.Слишком поздно пришло понимание,сожаление и раскаяние,о чём и пытается сказать нам автор:берегите своих близких ,любите их,заботьтесь о них,иначе будет поздно.
Объяснение: