Выполните лексический анализ слова.
Найдите в тексте стилистически нейтральный синоним к слову МОРДА
(предложение 25). Напишите этот синоним.
(1) Самые мучительные минуты обжигающей болН Я переживал на уроках истории в 9 классе. (2) Моё
состояние было похоже на состояние человека, который идёт по MHHHому полю, уже устап бояться и
ждёт, когда его разорвёт на мелкие кусочки. (3)Напротив меня, на соседнем ряду, сидит ГриНЯ
Долматов и, не обращая внимания на учительницу, тычет пальцем в телефон, громко фыркает,
Толжает Гощу Старостина. (4)Они начинают смеятьсязаливисто, неудержимо. (5 )На них смотрит
весь класс, и все, заражённые этим неистовым смехом, против воли начинают смеяться за
компанию. (6)Не смеются только двое: Ян учительница. (7)Надежда Ивановна. (8) Моя мама.
(9) Уроки истории были моим кошмаром, неотвязным, колючим, доводящим меня до острой боли в
груди, болн такой мучительной, что я боялся, что однажды у меня сердце взорвётся, как
граната... (10) можно было отвести Гриню за угол Школы ис ним поговорить. (11)В своём
воображениН Я много раз сбивал его с ног ударом Кулака и безжалостно месил упавшее в траву
тело... (19)Стычка случилась неожиданно. (20)На перемене ГриНЯ Как меня задолбала
эта история...»
— (21) А ты меня задолбап, дебип! — вскрикнуля. (22)Наступила гробовая тишина. (23)Все
недоумённо смотрели на меня, как на безумца. (24)ГриНЯ метнулсяко мне и, бледнея от ярости, тихо
с Тебе морду набить, урод?
— (26) Набей, — кивнул Я. — (27) Набей, как хочешь и сколько хочешь... (28)Только одно условие: ты
должен дать слово, что на уроках моей мамы ты будешь молчать, как могильный камень. (29) Ни
звука! (30)Итак, вот моё лицо, вот твойкулак... (31 јИ твоё слово! (32)При всех!
Каждый из нас, без всякого обучения, родившись на свет, начинает плакать, смеяться, есть, двигаться, ходить, но самостоятельно заговорить и научиться грамотно писать нам не под силу. Грамоте нужно учиться, её надо изучать, потому что без неё мы не сможем хорошо учиться, выразить правильно свою мысль, никогда не станем хорошими специалистами, из нас не получатся асы своего дела. Безграмотного, некультурного человека никогда никто не будет уважать в коллективе. А ещё правила нужно знать, чтобы быть вежливым, не обидеть другого человека. С.Я.Маршак в сказке «Двенадцать месяцев» показывает капризную и своенравную королеву, которая не только не умеет правильно писать слово «казнить», возмущаясь «надо писать «кознить», что ли?», но легко и просто распоряжается судьбами людей, повелевая, «лучше напишу «казнить» - это короче». Капризная королева не подумала о смысле данного слова, её интересовала только форма.
Когда мы пишем, то постоянно решаем пунктуационные задачи: ставить или не ставить знак препинания. Давным-давно появились были-небылицы про ошибки с запятыми. «Установить статую золотую пику держащую»- такое завещание оставил своим наследникам один правитель. И они, воспользовавшись оплошностью богача, забывшего про запятую после слова «золотую», поставили его после слова «статуя». Находчивость позволила им присвоить себе кругленькую сумму ( у статуи золотой оказалась лишь пика). Для правителя запятая не оказалась путеводной звездой для достижения содержания, безграмотность его подвела, а пошлые люди воспользовались. Аналогичный пример можно привести с выражением «казнить нельзя помиловать», которое решает судьбу человека. Вот здесь и нужна грамотность, потому что, перефразируя Л.Н.Толстого, «словом можно убить, словом можно любить».
У безграмотных людей речь бедная, невыразительная. Они могут только выразить самые простые мысли, а сложная мысль, требующая пояснений и дополнений, вызовет у них затруднения. Очень часто на уроках ученики не могут правильно высказать свою мысль, хотя и бывают подготовленными к уроку, остаются недовольные полученной оценкой, объясняя свою позицию тем, что всё сказали. А некоторые мои одноклассники высказывают мнение о том, что в век компьютеризации не обязательно быть грамотным, потому что то, что не знаем мы, подскажет компьютер. А я считаю, что никакая машина, даже если она и сверхсовременная, не заменит человеческую грамотность, человеческий разум, мысли. Техника может сломаться, а усвоенные законы языка никогда нас не подведут.
А сколько искалеченных слов приходится нам слышать везде и всюду: звОнит, катАлог, квАртал, бАловать. Обидно бывает за державу. Ведь нам, как говорил К.Г.Паустовский, «дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».
Так давайте беречь такой язык от засорения, любить его и уметь ценить!