Я, Иванов Иван Иванович, учитель физической культуры в ОШ №32, получил в ДЮСШ №1 коньки в количестве 15 (пятнадцать) пар для проведения занятий в 7-х классах. Коньки обязуюсь вернуть до 15 марта 2021 г.
Я, Иванов Иван Иванович, обязуюсь вернуть взятые коньки в целости и сохранности.
В случае порчи вверенного мне имущества гарантирую возмещение его полной стоимости.
11.01.2021г.
Иванов И.И.
Воспользовавшись образцом расписки, от собственного имени составить одну расписку>
О получении от учителя изобразительного искусства 2 тюбиков масляных красок.
Оба произведения построены на одинаковом сюжете: предсказание жреца, расставание Олега с конем, встреча на могиле через 4 года, смерть Олега. Однако описаны они по-разному, и читателем воспринимаются как две противоположности.
В Повести временных лет (далее ПВЛ) – перечисление фактов, отсутствие рассуждений и эмоций. Сама повесть построена на действии героев. Текст беспристрастный, автор описывает сухо, четко, без личного отношения к герою и происходящему. Пушкин (далее П) же, наоборот, наполняет песнь эпитетами, чувствами героя, своим отношением к истории и действующим лицам.
Пример: ПВЛ – «волхвы»; П – «вдохновенный кудесник».
Такая разница возникает, потому что в средневековой литературе (ПВЛ – 12в) нет индивидуальности автора, а у Пушкина – явное присутствие своего мнения. Однако, важно отметить, что в ПВЛ тоже есть скрытая небольшая оценка не самого автора, а киевского народа через самого автора (реакция на смерть Олега).
ПВЛ – проза
П – поэма
В ПВЛ порядковое описание действия, хотя повесть рассказывает о точно таком же времени и событиях, но Пушкин кажется читателю внимательней к мелочам, конкретнее. А С концентрируется на определенном сюжете, для него моральная история «Олега с конем» гораздо важнее всех военных походов, ПВЛ – все по порядку с одинаковой значимостью. Из-за этого Пушкин кажется нам шире, объемнее.
У Пушкина больше конкретики, мелких (возможно недостоверных) деталей-фактов: например, указано, что старик – жрец Перуна, или что за предсказание судьбы князь готов дать в награду коня. А С П раскрывает характеры героев:
«Волхвы не боятся могучих владык, … Правдив и свободен их вещий язык…»
Дальше кудесник льстит князю. Реакция Олега на столь неприятное известие:
П «Олег усмехнулся, - однако чело И взор омрачилися думой»
ПВЛ «Запали эти слова в душу Олега…»
П описывает чувства героя – усмешка, тяжкие думы, омрачившийся взор.
Еще один интересный эпизод – прощание с конем:
ПВЛ «Никогда не сяду на него и не увижу больше» - сухо, резко, передача главного смысла.
П «И верного друга прощальной рукой И гладит и треплет по шее крутой»
- называет коня товарищем, другом, верным слугой - характер князя, отношение к своему другу.
Проходит 4 года, Олег возвращается на родину, желает увидеть кости коня.
ПВЛ – насмехается над словами жреца «..посмеялся и сказал…»
П – гневается «Кудесник, ты лживый, безумный старик!»
Совершенно разное отношение к смерти Олега в 2 произведениях : ПВЛ заканчивается народной скорбью, похоронами (здесь и проявляется отношение народа ¬- автора к Олегу) Смерть же просто принимается: «Змея ужалила его в ногу. Он разболелся и умер». У Пушкина смерть – рок судьбы, змея – символ загробного, грешного мира.
Жрец – язычник, змея – языческий символ. Конь в средневековье – хтоническое, загробного мира животное. Пушкин связывает все одной нитью судьбы. В пвл все случайно, совпадение. У Пушкина – все связано и соединено: жрец, конь, змея, смерть.
Поэтому читатель воспринимает «Песнь о Вещем Олеге» как «Сказку» со скрытым смыслом, а ПВЛ как исторический, документальный источник.