Задание 1. Прочитай два текста. Установи соответствие.
Текст 1
Текст 2
Реки засыпают с вечера. Маленькие
На Земле много крупных и мелких рек.
пораньше, большие попозже. Реки великие Маленькие ручьи, сливаясь друг с другом,
засыпают за полночь. Чем больше река, образуют речки, которые также соединяются
тем больше у неё дел,
и формируют крупные полноводные реки и
Река засыпает не сразу. Сначала птицы называют главными. Они несут в себе водны
умолкают. И тогда услышишь: осока потоки всей речной системы. А реки,
шушукает, под корягой кто-то с боку на впадающие в главную, называют притоками
бок ворочается, никак не уляжется.
Таращит в испуге большие глаза, но вот
уже и ромашек не видно. Осока
угомонилась, под корягой улеглось. И тут
пролетит над рекой ночная птица.
Пролетит бесшумно, но где-то в полях
крикнет, проверяет крепок ли сон сегодня
1.Определитивы текстов. Запиши в квадратике номер текста
Нехудожественный
Художественный
| |
Задание
2. — Прочитай два текста. Сравни тексты Результат
сравнения запиши в таблицу.
Параметры
Текст N1 Текст 2 Похожи (+)
Разные (-)
Тема (запишите тему каждого текста)
Основная мысль (запишите основную мысль
каждого текста)
Ключевые слова (запишите по 4-5 ключевых слов
каждого текста)
Сравниваем тексты и определяем их стиль: текст
нехудожественный или текст-художественный
Задание 3.Определи грамматическую основу языка.
грамматические основы:
1)меж нами речьне так игриво льётся.
речь - подл. льётся - сказ.
2)что ты теперь ты скажешь в свое оправдание?
ты - подл. скажешь-сказ.
3)в полдень разметновпришел домой пообедать и через дверцу калитки увидел возле порога хаты голубей.
разметов - подл. пришёл пообедать и увидел - сказ. ( однор)
4)солотча - извилистая неглубокая река. - солотча - подл. река - сказ, выраженное сущ.
5)митраша выучился у отца делать деревянную посуду: , шайки, лохани. митраша - подл. выучился делать - сост. сказуемое.
6)грачи улетели, лесобнажился,поля опустели; только не сжата полоска одна. сложное бессоюзное предложение. грачи - подл. улетели - сказ.
лес - подл. обнажился - сказ. поля - сущ. опустели - сказ. не сжата - сказ.
7) вдругон поднял голову, глаза его засверкали,он топнул ногою, оттолкнул дубровский - подл. молчал - сказ.
он - подл. поднял - сказ. глаза - подл засверкали - сказ. он - подл. топнул - сказ. оттолкнул - сказ.
подлежащие.
сказуемое
разбор предложения:
3)в полдень разметновпришел домой пообедать и через дверцу калитки увидел возле порога хаты голубей.
предложение простое , невосклицательное, повествовательное, распространённое, двусоставное, осложнено однородными сказуемыми "пришёл" и "увидел".
главные члены: разметнов(подлеж.) пришел (сказуем.) и увидел (сказ.) разметнов - подлежащ., выраженное собственным им, существ. в форме ед. ч., муж . р. именит. падежа.
пришёл и увидел - сказуемые, выраженные глаголами в форме прошедшего времени, ед.ч., муж. рода.
все остальное устно.
у кочевника дом - это степь. сегодня он ставит шатёр посреди широкой степи и пасёт свои стада. над шатрами возвышается бунчук - знамя рода. соседский бунчук всегда находился в зоне видимости. и когда он исчезал, это значило, что пора выступать в поход. великий чингисхан объединил кочевые племена и превратил их в империю. кочевники стали жить в основном грабежами и набегами. они захватили пол мира и стали угрожать европе. обычаи кочевников были суровы. за любую провинность одно наказание - смерть. но религия не позволяла им проливать кровь. поэтому палачи ставили жертву головой на землю и перебивали ей головой хребет. земля стонала, когда кочевники ордой скакали покорять другие народы. и были они настоящим бичом божьим.