Задание 2. Проанализируйте текст. Докажите, что данная группа предложений – ССЦ, учитывая характеристики ССЦ. Назовите стиль, тип монологической речи
(повествование, рассуждение, описание), мотивируйте свой ответ.
Дорога тянулась мимо горы Аркалык. Дорога степная, унылая, голая, и Аркалык
издалека бросался в глаза, вселяя надежду в душу усталых караванщиков. Узкий гребень
горы провожал дорогу верст десять. Но зря здесь искали затишья. Одинокий Аркалык
не укрывал от пронзительных ветров ни с севера, ни с юга. Зимой гору обволакивал
сугроб, круглый, как яйцо. Здесь постоянно свирепствовали метели и то и дело случался
джут – белая гроза для скота, черная беда для людей.
Задание 3. Сравните два ССЦ, укажите виды и средства синтаксической связи.
1. Ярмарка – великий сбор господ и слуг. Здесь живут тесно, как в городе. Все
влиятельные, знатные, власть имущие из рода албан толкутся на ярмарке постоянно, а
при них – несметная свора прихлебателей. Заняты они куплей-продажей, но чаще
бездельем и тайными интригами. Иные, развалясь на коврах в своих богато убранных
юртах, пьют хмельной кумыс, играют в карты, а иные с утра до вечера в чайхане едят
сурпу, узбекские манты, прихлѐбывают зеленый чай, беседуя с жаром пророков.
2. Ночь. Обложив полнеба, над аулом чѐрными лохмотьями нависли тучи.
Взлетела пыль, забились на юртах тундуки. Ветер крепчал. Вдалеке засверкали молнии.
Прогрохотал гром. В неверном свете молний на миг обозначились юрты аула.
Схематично первое ССЦ можно изобразить так: Ярмарка – здесь – на ярмарке –
они - иные.
Второе ССЦ начинается односоставным предложением, а все последующие
предложения развивают основную мысль, они одинаково соотносятся к первому.
Река Нерль спокойно несет свои воды рядом с храмом, лодка покачивается на воде. На противоположном берегу гуляет женщина с ребенком. Спокойно и легко под сенью старинного храма, под его защитой. Высоко стоит он над родными просторами, далеко вокруг просматриваются поля и луга с его колокольни.
Покоем и умиротворением веет от картины В. С. Герасимова. Так и рвутся из самого сердца слова знаменитого русского поэта Николая Рубцова: «Тихая моя родина» . Тихая, но гордая, величественная в своей простоте и недоступности. Именно такой предстает Россия на полотне В. С. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли». 8 класс писала) поставили 5/5
Как только прозвенел звонок с последнего урока сломя голову понеслась домой - не дай бог кто-нибудь остановит, чтобы поболтать, и остудит весь мой пыл.
В мгновение ока оказалась дома. Портфель - под стол, переоделась, умылась, а тут мама зовет:
- Обедать, доченька! Я сегодня такое блюдо приготовила - пальчики оближешь!
Бегом на кухню, а там.. . мои любимые манты!
Уплетаю за обе щеки.. . Вкусно! Язык проглотить можно!
Наелась.. . Что-то в сон потянуло.. . Клюю носом, а в голове мысль вертится: "А как же сочинение? "
Да ладно! Ничего страшного не случится, если посплю часок-другой.
... Кое-как продрала глаза. Боже! Проспала четыре часа. А сочинение? !
Сажусь за стол. Думаю.. . думаю.. . шевелю мозгами.. . раскидываю умом.. . пытаюсь напась на мысль.. . ломаю голову.. . погружаюсь в думы.. . глубоко.. . еще глубже.. . кажется вот-вот - и придет в голову счастливая мысль.. .
Да как же писать-то это счинение? Ау! Люди! Выведите из затруднения! Подайте руку
О, звонок! Кажется, мой крик о не оказался гласом вопиющего в пустыне.
Поднимаю трубку:
- Алло!
- Привет, Машулька! Сочинение написала? Мне ничего в голову не лезет.
Это моя подруга и одноклассница Анька.
- Привет! И у меня голова опухла!
Незаметно перешли на другие темы, поговорили о том о сем. Батюшки! Целый час лясы проточили.
- Хватит, - говорю, - баклуши бить, а то завтра на уроке сядем в калошу.
Попрощались.
Стала я снова шевелить извилинами. И вот она - счастливя мысль! Напишу-ка о том, как собиралась писать сочинение.. .
Села и написала.. .
А ваше дело - мой опус прочитать.
Правда он большой
Но ты сократи