Задание 2. Прочитайте предложения. Подчеркните группу
подлежащего одной чертой, именную часть составного сказуемого – двумя.
Образец: Лимфа является жидкой тканью организма.
1. Нижняя конечность человека является опорным органом.
2. Скелет является опорой человеческого тела.
22
3. Позвоночный столб является основной частью скелета туловища и
всего тела.
4. Плечевой пояс является опорой верхней конечности.
5. Кожа человека является выделительным органом.
6. Центральным органом кровеносной системы является сердце.
7. Наиболее крупной артерией является аорта.
8. Органом дыхания являются легкие.
Задание 3. Определите отношения между понятиями, указав более
узкое и более широкое. Трансформируйте предложения, употребляя глагол
являться.
А.
1. Вода – сложное вещество.
2. Сердце – орган кровеносной системы.
3. Кожа – выделительный орган.
4. Легкие – орган дыхания.
5. Орган зрения – глаз.
6. Лимфа – жидкая ткань организма.
7. Орган вкуса – слизистая оболочка языка.
8. Капилляры – кровеносные сосуды.
9. Опора верхней конечности – плечевой пояс.
10. Верхняя конечность – подвижная часть тела.
Б.
1. Раздражимость – основное свойство живых существ.
2. Клеточная теория – величайшее открытие человечества.
3. Клетка – основная структурная форма организации живого
вещества.
4. Включения – непостоянные образования клетки.
5. Органоиды – постоянные образования клетки.
6. Псевдоподии, жгутики, реснички – органоиды движения.
7. Пищеварительная вакуоль – органоид питания.
23
8. Сократительная вакуоль – органоид выделения.
9. Кожа – орган выделения.
В.
1. Наиболее подвижные соединения костей – суставы.
2. Важная проблема биологии – проблема происхождения жизни.
3. Центральный орган кровеносной системы – сердце.
4. Основной орган дыхания – легкие.
5. Возбудитель болезни– малярийный плазмодий.
Задание 4.
А. Составьте предложения с глаголом являться (чем?).
1. Хлорофилл - посредник между Солнцем и жизнью.
2. Солнечные лучи - главный источник энергии для человечества.
3. Углевод - главный строительный материал растений.
4. Вода - один из важнейших источников электроэнергии.
Б. Составьте предложения с глаголом являться (каким? какой?).
1. Проблема происхождения жизни - важная проблема биологии.
2. Липиды и белки – главные химические соединения, образующие
плазматическую мембрану.
3. Наличие сложного каркаса из параллельно расположенных
фибрилл и волокон – общий принцип структурно-биохимической организации
надмембранных структур.
4. Конкретный анализ белков, образующих активные центры
рибосомы, – важнейшая задача цитологии.
Задание 5. Прочитанные вслух преподавателем предложения
проговорите по образцу.
Образец: Вода – соединение кислорода и водорода. – Вода является
соединением кислорода с водородом.
1. Глаз – орган зрения.
2. Легкие – основной орган дыхания.
3. Кровь и лимфа – жидкие ткани организма.
24
4. Капилляры – наиболее тонкие кровеносные сосуды.
5. Сердце – центральный орган кровеносной системы.
6. Аорта – наиболее крупная артерия.
7. Проблема происхождения жизни на Земле – важная проблема
современной науки.
8. Клетка – основная структурная форма организации живого
вещества.
9. Раздражимость – основное свойство живых организмов.
Задание 6. Употребите слова из скобок в нужном падеже.
1. Метаболический аппарат цитоплазмы является (единая целостная
система), которая находится в тесной взаимосвязи и с поверхностным, и с
ядерным аппаратами клетки.
2. Пропластиды являются (предшественники) более
дифференцированных пластид – хлоропластов, хромопластов и амилопластов.
3. Опорно-сократимая система субмембранного аппарата является
(специализированная периферическая часть общей внутриклеточной
опорносократимой системы цитоплазмы).
4. Лигнин является (самый распространенный после целлюлозы
полимер растительных клеток).
5. Присутствие в мембранах особых каналов является
(морфобиохимическая основа регуляции проницаемости мембран для ионов).
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
Тема: описание красоты черёмухи , а также ее недолговечности
Основная. Мысль: не нужно вмешиваться в природу и, нужно наслаждаться ее красотой и беречь ее.
Автора огорчает то, что люди портят деревья ради своей выгоды, не задумываясь о последствиях.
1. Памятники культуры природы обладающие исключительными достоинствами признаны объектами Всемирного наследия и находятся под защитой ЮНЕСКО. 2. Реализация Государственной программы "Культурное наследие" рассчитанной на 2004-2006 годы дала ощутимые Pезультаты в сохранение культурного достояния народа. 3. Целью программы помимо ознакомления мирового сообщества с сокровищами культуры Казахстана является изучение национальной этниграфии истории языка литературы музыки живописи хранящееся в памяти есть часть настоящего. (Т. Котарбиньский) 5. Благодаря памяти входит в настоящее а будущее как бы предугадывался настоящим соединеным с . (Д. С. Лихачев) 6. Не было не малейшей возможности этот шедевр медлено уходящий под воду. 7. Развитие общества прогресивный исторический процесс включающий в себя своообразие национальных культури исторических эпох как качествено самостоятельных ступеней миро вой истории .(И. Г. Гердер) 8. Темнело становилось тоскливо от того что приходится раставаться с этим прекрасным местом с любовью