Задание 2. Рассмотрите следующие бессоюзные сложные предложения. Определите количество предикативных частей (! Обозначьте их /…/), выделите смысловые части (! Обозначьте их (…) ) и обоснуйте постановку знаков препинания.
1. Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало, короче становился день ...
2. Облака рассеялись, на темно-синем небе ярко засверкали звезды; на бархатной поверхности моря тоже мелькали огоньки рыбачьих лодок и отраженных звезд.
3. Лето выдалось сырое и холодное, деревья были мокрые, все в саду глядело неприветливо, уныло.
4. С вечера падал редкий, но крупный дождь; к ночи он перестал, только небо сплошь обложилось тучами.
5. День выдался на редкость хороший: было тихо, светло и в меру холодно.
6. Количество слов и их сочетаний находится в самой прямой зависимости от суммы впечатлений и представлений: без последних не может быть ни понятий, ни определений, а стало быть, и поводов к обогащению языка.
7. В избушке лампочку не включали, только по стенам и потолку играли пятна света - топился камелек.
8. Вдали от дороги, среди зеленых и пышных трясин, чернел покосившийся крест – там много лет назад утонул в болоте охотник.
9. Впереди пробирался старшой, подавая команду осторожным движением руки: поднимет руку над головой – все тотчас останавливались и замирали; вытянет руку в сторону с наклоном к земле – все в ту же секунду быстро и бесшумно ложились; махнет рукой вперед – все двигались вперед; покажет назад – все медленно пятились назад.
Помимо деревьев на этой картине можно увидеть небольшой водоём, лёд на котором давно растаял и уже совсем скоро здесь дети будут купаться и ловить рыбу. Эта картина очень обширна и на ней мы можем видеть очень много интересных, с первого взгляда незаметных деталей : очень красиво передана растительность, на небе не видно солнца, но понятно, что погода ясная.
Источник: Сочинение по картине Первая зелень Никонова 7 класс описание
Я и прежде сам замечал большую перемену в бабушке; но особенное вниманье моё на эту перемену обратил разговор отца с матерью, в который я вслушался, читая свою книжку.
"Как переменилась матушка после кончины батюшки, - говорила моя мать, - она даже ростом стала как будто меньше; ничем от души не занимается, всё ей стало словно чужое..."
А отец со вздохом отвечал: "Да, уж совсем не та матушка! Видно, ей недолго жить на свете".
Мне вдруг стало жалко бабушку, и я сказал: "Надо бабушку утешать, чтоб ей не было скучно".
Отец удивился моим неожиданным словам, улыбнулся и сказал: "А вы бы с сестрой почаще к ней ходили, старались бы её развеселить".
И с того же дня мы с сестрицей по нескольку раз в день стали бегать к бабушке. Обыкновенно она сидела на своей кровати и пряла на самопрялке козий пух. Вокруг неё, поджав ноги, сидело множество дворовых крестьянских девочек и выбирали волосья из клочков козьего пуха. Выбрав свой клочок, девчонка подавала его старой барыне, которая, посмотрев на свет и не видя в пуху волос, клала в лукошечко, стоявшее подле неё. Если же выбрано было нечисто, то возвращала назад и бранила нерадивую девчонку. Глаза у бабушки были мутны и тусклы; она часто дремала за своим делом, а иногда вдруг отталкивала от себя прялку и говорила: "Ну, что уж мне за пряжа, пора к Степану Михайлычу" - и начинала плакать. Мы с сестрицей не умели и приступиться к ней сначала и, посидев, уходили; но тётушка научила нас, чем угодить бабушке.