Задание 2. Спишите, расставляя знаки препинания. Укажите грамматическую основу каждого предложения. Определите виды придаточных.
1. Если бы вы знали как я жалел что застал вместо вас одну записку вашу на моем столе. 2. Когда в окнах заполыхал багровый закатный свет музыка оборвалась. 3. Коль нет цветов среди зимы то и грустить о них не надо. 4. Временами дорога прорывалась через такую гущу лещины что надо было сидеть согнувшись чтобы ветками не исхлестало лицо. 5. Мы шли то под старыми березами то по широким полянам на которых вольно и свободно стояли могучие дубы. 6. Пьер не отвечал потому что ничего не слыхал и не видел. 7. Она уехала чтоб больше никогда не вернуться в Знаменское. 8. Под вечер Беликов оделся потеплее хотя на дворе погода стояла совсем теплая и поплелся к Коваленкам. 9. Кругом было так тихо что по жужжанию комара можно было следить за его полетом. 10. Егорушка задыхаясь от зноя который особенно чувствовался теперь побежал к осоке и отсюда оглядел местность. 11. После трудного дня такая радость охватила меня что я даже обнял своего Лувена. 12. Затем она стала расспрашивать меня где я теперь работаю.
Задание 3. Произведите замену причастных и деепричастных оборотов придаточными предложениями. Запишите полученные сложноподчиненные предложения.
Образец:
а) Впереди расстилалась большая болотистая равнина, покрытая изжелта-бурой травой. – Впереди расстилалась большая болотистая равнина, которая была покрыта изжелта-бурой травой.
б) Вечером, ложась спать, я только и думал о предстоящем визите на гору. – Вечером, когда я ложился спать, я только и думал о предстоящем визите на гору.
1. Перейдя через невысокий горный хребет, отряд попал в долину, поросшую густым лесом. 2. Большое дерево, лежащее на земле, загородило путь. 3. Вступая в лес, тянущийся на несколько сот километров, невольно испытываешь чувство некоторой робости. 4. Сильно устав, путешественники все же упорно шли вперед. 5. Отдохнув и утолив жажду, они двинулись дальше. 6. Приближаясь к морю, мы еще издали услышали его глухой шум.7. Проводник молча указал на клочья тумана, появившиеся в горах .
8. Енотовидная собака – животное, занимающее среднее место между собаками, куницами и енотами.
3) ЕЖОВЫЙ — в корне имени прилагательного после шипящей под ударением пишется О.
4) ВЫРОВНЕННАЯ (площадка) — написание безударной гласной в корне определяется лексическим значением слова — ровный, гладкий .
2) ЗАМУЖ — в кратком имени прилагательном с основой на шипящий Ь не пишется. НЕВЕРНО
• На конце наречий после шипящих всегда пишется мягкий знак. Но есть три слова-исключения: уж, замуж, невтерпёж.
5) ВО-ПЕРВЫХ — имя прилагательное образовано от основы порядкового числительного приставочно-суффиксальным , поэтому пишется через дефис. НЕВЕРНО.
• Наречие образовано от порядкового числительного 'первый' с приставки во- и суффикса -ых, пишется через дефис.
ПЕРО И ЧЕРНИЛЬНИЦА
Скажи, дедушка, как-то спросил Серёжа, - откуда ты сказки берёшь? Из чернильницы, мой дружок, из чернильницы. А как ты их оттуда достаёшь, дедушка? Ручкой с пёрышком, милый внук, ручкой с пёрышком.
Главные слова: сказки из чернильницы
Поступил Серёжа школу. Стал из чернильницы сказку добывать. Сначала палочки. Потом крючки. Потом буквы. А потом и слова. Много тетрадок исписал Серёжа, а сказка не зацепляется.
Главные слова: поступил Сережа в школу, начал сказку добывать из чернильницы, а Сказка не зацепляется
— Почему это, дедушка, так? Может быть, черни- ла у меня жидкие, или чернильница мелкая, или перо тупое? - Не горюй, Сергей! утешает дед. Придёт время, не только сказку, а может быть, что-нибудь покрупнее вытащишь... Если, конечно, не в одну чернильницу смотреть будешь, если без людей, сам по себе жить не начнёшь, тогда и чернила будут гуще, и чернильница глубже, и перо острее...
Главные слова: Если не в одну чернильницу смотреть будешь, если без людей, сам по себе жить не начнёшь, тогда и чернила будут гуще, и чернильница глубже, и перо острее...
Не всё тогда понял малый, а дедову притчу запомнил. На ус намотал другим пересказал.
Главные слова; малый запомнил притчу, на ус намотал и другим пересказал.
Притча рассказывает нам о том, что если внимательно и уважительно относиться к людям им, наблюдать жизненные сттуации, тогда и сюжеты для сказок будут легко приходить в голову. Останется только записать перышком)
Однажды Сережа спросил деда, откуда тот сказки свои берет. Дед сказал, что из чернильницы. Сережа, когда пошел в школу, понял, что сказки пёрышком как-то не зацепляются из чернильницы.
И тогда дед сказал ему, что нужно быть ближе к людям, внимательнее и добрее. И тогда и перо острее будет, и чернила гуще. И все получится. Сережа слова деда запомнил.
Стиль пересказанного текста художественный.
Объяснение: