Задание 3 Определите характер речевых ошибок в предложенных ниже примерах. Какие из
них связаны с отсутствием точности речи, а какие – с нарушением требований ясности?
Укажите, какие типы лексических ошибок послужили причиной понятийной неточности (за
справками обращайтесь к толковым словарям русского языка) и какие разновидности
синтаксических ошибок легли в основу неясности речи. Работу выполните в таблице.
Охарактеризуйте и другие типы нарушений нормативного и качественного употребления языка.
1 столбец:Примеры для анализа
2)Отредактированный вариант
3)Антикачества речи
4)Тип лексической или
синтаксической ошибки
Любой современный язык не может функционировать без слов, которые приходят из других
языков. Они называются импортными. 2 Благодаря сильному ветру верховой лесной пожар быстро
уничтожил огромный массив леса. 3 Но слова эти мне неудобно, что ты сказала (А.И. Герцен) – (Ср.:
Но мне неудобно, что ты сказала эти слова). 4 Книги в библиотеке не выдаются, не предъявив
читательский билет. 5 Дядя Витя пошёл покупать позорную трубу. Он посмотрит в неё и увидит все
наши позоры («Спокойной ночи, малыши!» 03.03.10). 6 Яркое весеннее солнце закрыло тёмное облако.
7 Перебегая улицу в неположенном месте, на нерасторопного пешехода чуть не наехала машина.
8 Если молоко испортилось, его можно починить, сделать из него творог (из ученич. раб.). 9 Мне
принесли письмо, который уехал жить в другую страну, от моего хорошего старинного товарища.
10 Мать по дочь принести своё свадебное платье. 11 Золушка пришла на бал, и принц
пригласил её танцевать ламбаду (из школьн. соч.). 12 Но кровь, бесчеловечность – палка о двух концах,
ружьё, которое всё же выстрелит и прогремит не в лучшую сторону, а занизит, деградирует его рост (из
школьн. соч., газ. «Попутчик», № 47, 2002 г.). 13 С самолёта хорошо поля и реки,
засеянные пшеницей. 14 В США председателем колхоза является сам фермер (из ученич. раб.).
15 Ребёнок, горько заплакав, потерялся в густом тёмном незнакомом парке.
Дети и подростки большую часть времени проводят в интернете, очень мало читают, от чего совершают элементарные ошибки. В интернете публикуются готовые домашние задания, ученики ленятся выполнять домашнюю работу и списывают, а потом эта проблема вскрывается. Ребёнок перестаёт понимать темы, возникают огромные проблемы. Но в интернете есть польза. Здесь можно найти интересные темы для докладов и творческих работ, можно общаться с друзьями и родственниками, даже если они далеко от нас. В интернете очень много полезной информации, но большинство людей ей не пользуется.
Сегодня мы с друзьями играли в баскетбол, но в один момент пришёл наш друг с гимнастики и сказал, что у нас в школе скоро начнутся состязания. Я очень хотел принять в них участие, потому что там будет футбольные матчи, хоккей, и даже велогонки. На следующий день мы начали тренироваться на стадионе, смотреть старые матчи из спартакиады. Больше мне понравился спортсмен по футболу, но жаль я забыл его имя. Он так хорошо играл! Дальше мы взяли велосипеды, и поехали на велодорожки. На следующий день к нам пришёл тренер, и сказал что завтра мы будем соревноваться и состязаться. Мы очень обрадовались и продолжили тренироваться.