Задание 6. А. Спишите. Поставьте ударения в словах с орфоэпическими трудностями. Красивее всех, тонкая цепочка, откупорить бочку, баловать ребёнка, позвонила вовремя, августовский педсовет, кухонная утварь, новый нефтепровод, надёжный электропровод, повторим правила (10 сл/сч.). Б. Спишите. Выберите вариант, соответствующий литературной норме. 1. Группа студентов – первокурсников а) занимается б) занимаются в спортивном зале. 2-3. А) Новый б) Новая эколог города в) выступил г) выступила с заявлением. 4. «Московские новости» а) выходит б) выходят раз в неделю. 5. Стенд – витрина а) отражал б) отражала основные направления деятельности образовательного учреждения. В. Спишите. Выберите вариант, соответствующий литературной норме. 1.Для проведения бесед были подобраны квалифицированные (лектора – лекторы). 2 -4.В доме отдыха оказались представители самых разнообразных профессий: врачи, (шофера – шоферы), (бухгалтера – бухгалтеры), (тренера – тренеры). 5. На встрече были подписаны важные (договора – договоры). Г. Диктант омофонов. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. 1.Пр... ступить к работе – пр... ступить закон. 2.Пр... клонить голову – пр... клонить колени. 3.Пр... вратно понятый – строгий пр... вратник. 4.Пр... ходящие радости – пр... ходящая няня. 5.Неприм... нимый закон – непр... менное условие (10 сочет.). Задание 7. А. Спишите слова, распределив их в зависимости от произношения: [-ЧН- ]; [-ШН-] и оба варианта произношения. Молочная (кислота), двоечник, прачечная, булочная, полуночник, подсвечник, булавочный, порядочный, коричневый, яичница (10 слов). Б. Приводимые ниже примеры содержат ошибки в словоупотреблении. Устраните эти ошибки и запишите исправленный вариант предложений. 1. Можно начать собрание: форум уже есть. 2. Погода сопутствовала хорошему отдыху. 3. Налей мне холодный кипяток. 4. Разбитую вазу можно починить. 5. Художник рано приобрёл знаменитость. В. Спишите. Вставьте в текст пропущенные словоформы. На рынке я не нашла ни (апельсины), ни (мандарины), ни (ананасы), но купила пять (килограммы) (помидоры) и пятьсот (граммы) (вишни). Продавцы предлагали ассортимент (кочерги) и (грабли). Только они мне были не нужны. Зато мой знакомый из Самарканда продал мне несколько (дыни) (10 словоформ). Г. Спишите данные пары предложений. Раскройте скобки. Вставьте пропущенные буквы. 1. (В) следствии... вмешался прокурор. – (В) следствии... засухи урожай пропал. 2.(Не) смотря на хорошую погоду. – (Не) смотря в окно. 3.Пригласить (на) встречу с писателями. – Выйти (на) встречу гостям. 4. В течени... бурной реки. – Овладел профессией в течени... трёх лет. 5.Прочитать (в) продолжени... повести. – Дождь лил (в) продолжени... двух – трёх часов.
ответ: Доброе слово само себя хвалит. Правда глаза колит. Труд человека кормит,
портит. Ноша не тянет. Улитка едет, когда-то будут.
Не беречь поросли — не видать и дерева. Баснями сыт не будеш( 2 ). Без беды
уга не узнаешь. Напишешь пером, не вырубишь топором. Тише едешь,
дальше будешь.
3) Грамоте учиться всегда пригодиться. Надо беречься, чтобы не об-
жечься. В тихом омуте черти водяться. Без углов дом не строиться, без по-
словицы речь не молвиться.
4) Не спеши ЯЗЫКОМ, торопись делом. Ссора до добра не доведёт. С огнём не
шути и воде не верь. Кто кого обидит, тот того и ненавидит.
1.Задание: продолжи предложение.
1) Лексика – это
2) Однозначные слова – это слова, имеющие
3) Слова, имеющие несколько лексических значений, называются
4) Синонимы – это слова одной и той же части речи с значением. Они отличаются друг от друга
2. В каком ряду приведены синонимы?
а) громадный, огромный, гигантский
б) красота, прекрасный
в) чашка, тарелка, миска
3. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.
а) скучно б) уныло в) тоскливо г) бесполезно
4. В каком ряду приведены антонимы?
а) красный – желтый
б) дом – сад
в) избушка – домик
г) красивый – уродливый
5. Запишите примеры омонимов. Составьте с ними предложения.
6. В каком ряду приведены прилагательные в переносном значении?
а) чудесная история, деревянный стол
б) серебряная ложка, ласковый ветерок
в) холодный взгляд, черствое сердце
7. В каком ряду приведены олицетворения?
а) сосулька плачет, ребенок рыдает
б) время бежит, сердце поёт
в) ель машет лапой, звезда зажглась
примерно вот такие вопросы ждут вас на контрольной работе.