Задание: прочитайте текст и выполните задания В1-В9.
Неизвестный цветок.
(1)Жил на свете маленький цветок. (2)Никто и не знал, что он есть на земле. (3)Он рос один на пустыре. (4)Коровы и козы не ходили туда, и дети там никогда не играли. (5)На пустыре трава не росла, а лежали одни старые серые камни, и между ними была сухая мертвая глина. (6)Лишь один ветер гулял по пустырю. (7)Как сеятель, ветер носил семена и сеял их всюду – и в черную влажную землю, и на голый каменный пустырь. (8)В черной доброй земле из семян рождались цветы и травы, а в камне и глине семена быстро умирали.
(9)А однажды упало из ведра одно семечко, и приютилось оно в ямке между камнем и глиной. (10)Долго томилось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впиталось ими в камень и в глину и стало расти.
(11)Так начал жить на свете маленький цветок. (12)Нечем было ему питаться в камне и глине. (13Капли дождя, упавшие с неба, сходили по верху земли и не проникали до его корня, а цветок все жил и рос помаленьку выше. (14)Он поднимал листья против ветра, и ветер утихал возле цветка. (15)С воздуха падали на землю пылинки, что принес ветер с черной тучной земли. (16)В тех пылинках находилась пища цветку, но пылинки были сухие. (17)Чтобы смочить их, цветок всю ночь сторожил росу и собирал ее по каплям на свои листья. (18)А когда листья тяжелели от росы, цветок опускал их, и роса падала вниз. (19)Она увлажняла черные земляные пылинки, что принес ветер, и разъедала мертвую глину.
(20)Днем сторожем для цветка был ветер, а ночью - роса. (21)Он трудился день и ночь, чтобы не умереть. (22)И лишь один раз в сутки цветок радовался: когда первый луч утреннего солнца касался его утомительных листьев.
В1. Из предложений 20 - 21 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
В2. Из предложений 7-8 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом « НН пишутся в прилагательных, образованных от имени существительного с основой на Н».
В3. Из предложения 17 выпишите все местоимения.
В4. Укажите количество грамматических основ в предложении 4.
В5. Из предложения 15 выпишите слова, которые образованы суффиксальным В6. Среди предложений 11 – 13 найдите сложное предложение. Укажите номер этого предложения.
В7. Перечислите все части речи из предложения 8.
В8. Из предложения 11 выпишите грамматическую основу.
В9. Из предложения 2 выпишите местоимение, правописание которого зависит от ударения.
1. Какие бывают виды причастий? Приведите по два примера к каждому виду и выделите суффиксы
2. Образуйте от глагола делать причастие настоящего и времени любого вида
3. Чем причастие отличается от причастного оборота?
4. Выпишите цифры, на месте которых должны стоять запятые, обозначающие причастный(-е) оборот(-ы)
О чём-то(1) думающая утка(2) медленно плыла по озеру. Возможно, о своих совсем уже взрослых утятах(3) научившихся выживать без неё(4) или, быть может, о науке(5) неправильно определившей форму Земли
5. Является ли слово печёная (в словосочетании печёная картошка) причастием? ответ обоснуйте
Подробнее - на -
. Солнце садилось за одной из покрытых густой травою просек леса, о котором уже говорилось в начале этой главы. (Вальтер Скотт "Айвенго")
2. Я лёг на траву, которая была здесь очень низка и мягка, и заснул так крепко, как не спал никогда в жизни. (Джонатан Свифт "Путешествия Гулливера")
3. Она бегала по всем родным и знакомым, лгала и выклянчивала деньги, а потом купила безобразный полосатый диван, от которого тошнило и её, и честного мужа, и старую вороватую кухарку, но которого уже несколько дней настойчиво требовал воротничок. (Тэффи "Жизнь и воротник")
4. Мазурка кончилась, хозяева просили гостей к ужину, но полковник Б. отказался, сказав, что ему надо завтра рано вставать, и простился с хозяевами. (Л. Н.Толстой "После бала