Задание1. Подберите термины, в состав которых входят интернациональные словообразовательные элементы: Авто- (греч. Autos – сам)
Анти- (греч. Anti – противоположный)
Био- (греч. Bios- жизнь)
Гипер- (греч. Hyper- над, сверху)
Гипо- (греч hypo-внизу, снизу, под)
Интер- (лат. Inter-между)
Интра- (лат. intra- внутри)
Мета- (греч. Meta-после, за, между)
Микро- (греч. Mikros- малый)
Моно- (греч. Monos- один)
Морфо- (греч. Morphe- форма)
Мульти- (лат. Multum- много)
Супер- (лат. Super- сверху, над)
Экстра- (лат. Extra-вне, сверх)
Задание 2. От данных слов образуйте имена существительные при суффиксов:
а) –ени (е) : распространять, образовать, возникнуть, исследовать, насыщать.
б) – к (а): штукатурить, заклепать, продувать, штриховать, упаковать, маркировать, дозировать, установить, полировать;
в) –тель: умножить, наполнить, измерить, восстановить, выключать, шлифовать, расширить, нагревать;
г) –изация: ион, кристалл, стандарт, сигнал, нейтральный, стабильный.
Задание 3. Образуйте безаффиксным существительные, подберите к ним подходящие по смыслу прилагательные.
Образец : обжигать – обжиг
Обжигать , срезать, изгибать, настилать, износить, обменять.
Задание 4. Подберите 2 термина, входящие в терминологические системы разных наук, и определите их общий компонент значения , например:
Ассоциация (лат. аssociation - соединение):
в химии – объединение молекул вещества в удвоенные, утроенные (ассоциированные молеккулы);
в психологии – связь, образующаяся при определенных условиях между психическими представлениями, ощущениями, идеями;
в ботанике – совокупность однородных растительных сообществ.
Термины, в состав которых входят интернациональные словообразовательные элементы:
1. Автомобиль (греч. Autos – сам): транспортное средство, движущееся самостоятельно.
2. Антиквар (греч. Anti – противоположный): специалист, занимающийся продажей и изучением старинных предметов и произведений искусства.
3. Биология (греч. Bios- жизнь): наука, изучающая живые организмы и их взаимодействие с окружающей средой.
4. Гиперактивный (греч. Hyper- над, сверху): характеризующийся избыточной активностью или возбужденностью.
5. Гипотеза (греч hypo-внизу, снизу, под): предположение, которое требует дальнейшей проверки и подтверждения.
6. Интернет (лат. Inter-между): глобальная сеть компьютеров, связанных между собой для передачи информации.
7. Интравенозный (лат. intra- внутри): относящийся к введению лекарственных препаратов непосредственно в вену.
8. Метафизика (греч. Meta-после, за, между): философская дисциплина, изучающая основные принципы бытия и реальности.
9. Микроскоп (греч. Mikros- малый): оптический прибор, который используется для увеличения и изучения очень мелких объектов.
10. Монотонный (греч. Monos- один): однообразный, неизменный, не представляющий интереса.
11. Морфология (греч. Morphe- форма): раздел языкознания, изучающий форму и структуру слов и словообразование.
12. Мультимедиа (лат. Multum- много): сочетание различных видов информации, таких как текст, звук, изображения и видео, в одном контексте.
13. Супергерой (лат. Super- сверху, над): персонаж в книгах, комиксах или фильмах, обладающий сверхъестественными способностями и борющийся с преступностью.
14. Экстраверт (лат. Extra-вне, сверх): человек, ориентированный на окружающий мир и общение с другими людьми.
Задание 2:
Имена существительные с добавлением суффиксов:
а) -ени (е):
- Распространение: процесс или действие распространения чего-либо;
- Образование: процесс или результат создания;
- Возникновение: процесс или момент возникновения чего-либо;
- Исследование: процесс или действие изучения чего-либо;
- Насыщение: процесс или состояние насыщения чего-либо.
б) -к (а):
- Штукатурка: слой материала, наносимый на поверхность для улучшения ее внешнего вида;
- Заклепка: металлический элемент, используемый для соединения двух частей;
- Продувка: процесс или действие прохождения воздуха через отверстие;
- Штриховка: нанесение параллельных линий для создания штрихового рисунка;
- Упаковка: процесс или действие упаковывания чего-либо;
- Маркировка: процесс или действие нанесения маркировки на предмет;
- Дозировка: процесс или действие определения и контроля дозы;
- Установка: процесс или действие установления чего-либо;
- Полировка: процесс или действие придания гладкости и блеска поверхности.
в) -тель:
- Умножитель: тот, кто выполняет умножение чисел;
- Наполнитель: тот, кто наполняет что-либо;
- Измеритель: тот, кто осуществляет измерение;
- Восстановитель: тот, кто восстанавливает что-либо;
- Выключатель: устройство для включения и выключения электрического тока;
- Шлифовальщик: тот, кто выполняет шлифовку поверхности;
- Расширитель: устройство или инструмент для расширения чего-либо;
- Нагреватель: устройство или инструмент для нагревания чего-либо.
г) -изация:
- Ионизация: процесс превращения атомов в ионы;
- Кристаллизация: процесс образования кристаллов;
- Стандартизация: процесс приведения чего-либо к стандарту;
- Сигнализация: процесс передачи сигналов или процесс создания сигнала;
- Нейтрализация: процесс преобразования кислоты и щелочи в соль и воду;
- Стабилизация: процесс сохранения или поддержания стабильности чего-либо.
Задание 3:
Безаффиксные существительные и подходящие прилагательные:
- Обжиг – обжигающий;
- Срез – срезающий;
- Изгиб – изгибающий;
- Настил – настилающий;
- Износ – износной;
- Обмен – обменный.
Задание 4:
Термины, входящие в терминологические системы разных наук:
1. Эволюция (лат. evolutio - развитие):
- В биологии - процесс изменения и развития форм жизни со временем;
- В экономике - процесс развития и приспособления рынков и бизнеса к изменениям окружающей среды.
2. Энергия (греч. energeia - деятельность):
- В физике - способность системы совершать работу или передавать тепло;
- В психологии - сила и активность, которая поддерживает и мотивирует поведение.