Работа по развитию речи учащихся - обязательная часть школьного курса русского языка. Эта работа многоаспектна. В частности, она предполагает последовательную подготовку к сочинениям различных жанров с учетом возрастных особенностей школьников конкретного класса, специфики каждого жанра, взаимосвязи, отношений преемственности между жанрами в рамках программного обучения [8]. Необходимо различать понятия «жанр», «речевой жанр» и «жанр школьных сочинений». Первые два понятия являются лингвистическими, последнее принадлежит теории и практике обучения русскому языку. Традиционно для раскрытия содержания термина «жанр» в лингвистике используется определение, данное М.М. Бахтиным: «Жанром называется форма организации речевого материала, выделяемого в рамках того или иного функционального стиля, вид высказываний, создающийся на основе устойчивых, повторяющихся …моделей и структур в речевой ситуации» [6]. Под «речевым жанром» понимается «класс текстов, традиционно использующихся для достижения определенных коммуникативных целей общения в конкретных условиях общения» [9]. Жанром в методике преподавания русского языка называют разновидности самостоятельных высказываний (сочинений) учащихся. На начальном этапе обучения (5-6 классы) под «жанрами школьных сочинений» подразумеваются самостоятельные высказывания учащихся в соответствии с функционально-смысловыми типами речи, положенными в их основу [1]. Это сочинения-описания, сочинения-повествования, сочинения-рассуждения.В данной работе мы остановимся подробнее на методике обучения школьников 5-6 класса сочинению-повествованию.
Приглядываться-прист ПРИ (действие, совершающееся в интересах субъекта)
распознать- прист.РАС (т.к.далее стоит глухой зв.)
признать-прист ПРИ ( действие, совершающееся в интересах субъекта)
некоторых -прист Не (неопред. мест.)
превращается -прист ПРЕ (значение делаться другим, изменяться)
чрезмерное-прист ЧРЕЗ=через
препятствуют- (здесь пре часть слова)
преодолеть-прист ПРЕ (следует запомнить)
исправить- ИС(перед глух.зв.)
переделать-прист ПЕРЕ , допускать- ДО, ,предотвращать - ПРЕД.
Чередование звуков в словах: отношение -относится (ш//с)
ошибки- ошибок (о черед. с нулев.зв.)
Вводные слова: во-первых,во-вторых,наконец.