Композиция сюжета.В основе сюжета, как правило, лежит конфликт. Конфликт - столкновение, положенное в основу действия, то, что заставляет действие развиваться. Конфликт бывает внешним (столкновение двух сил, персонифицированных в различных образах) и внутренним (столкновение во внутреннем мире одного персонажа), явным и скрытым, а также реализуемым внесюжетно (конфликт оформляется в рамках авторского замысла и в восприятии читателя, но не переходит на уровень столкновения героев или идей).Развитие конфликта проходит следующие стадии:1) завязка (завязывание конфликта, событие, с которого начинается конфликт);2) кульминация (момент наивысшего напряжения дейст-вия, вершина конфликта, апогей);3) развязка (решение изображаемого конфликта, либо указание на возможные пути его решения, либо констатация неразрешимости конфликта).В качестве композиционных элементов произведения выступают также пролог, экспозиция и эпилог.Пролог – вступление к произведению, он эмоционально настраивает читателя на восприятие, сюжетно может быть не связан с произведением;Экспозиция – введение в действие, он знакомит читателя с персонажами произведения, обстановкой, временем и обстоятельствами действия;Эпилог – заключительная часть произведения, в которой обозначается направление дальнейшего развития событий и судеб героев; краткий рассказ о том, что произошло с действующими лицами произведения после окончания основного сюжетного действия.КОМПОЗИЦИЯот лат. compositio, - сочинение, составлениеРасположение и соотнесенность компонентов произведения, обусловленное содержанием и жанром. Композиция скрепляет отдельные элементы формы и соподчиняет их основной идее произведения. Характеристика особенностей композиции относится к формальной стороне произведения.Композиция включает в себя «расстановку» персонажей (система образов); событий и поступков (композиция сюжета); особенности включения в произведение вставных рассказов и лирических отступлений (композиция внесюжетных элементов); использование стилистических приемов (речевая композиция описания подробностей обстановки, переживаний, поведения (композиция деталей).
Внесюжетные композиционные элементы:• Вставные эпизоды (не связанные непосредственно с сюжетом произведения);• Лирические (иначе - авторские) отступления, выражающие авторское отношение кпроис-ходящему/к персонажам.• Художественные предварения - изображение сцен, которые как бы предсказывают, пред-варяют дальнейшее развитие событий, служат пророчествами;• Художественное обрамление (при рамочной композиции) - те сцены, которые начинают и заканчивают событие или произведение, представляя собой отдельную сюжетную линию.
Героїня новели «Impromtu phantasie» — душевно тонка й чуттєва натура. Її внутрішній світ зітканий із миттєвих вражень, звуків і напівтонів. Вона тонко сприймає довкілля, музику, а монастирський дзвін, що в новелі виступає, з одного боку, символом музики, з іншого — потягом героїні до високого, духовного, викликає в неї бурю емоцій. Від переживань їй на очі навертаються сльози. У такі хвилини дівчина здається слабкою й беззахисною. А водночас — вона сильна й вольова, своїми вчинками кидає виклик усім — хлопцям, коли впіймала коня, і природі, коли в бурю біжить до крамниці.
Прикметна риса характеру героїні — волелюбність — сформувалася ще в дитинстві.
Розвиток характеру героїні відбувається через сприйняття нею музики. Слухаючи ноктюрн Шопена, вона «почала плакати. Тихо, але цілою душею», тим самим виявляючи тонку організацію свого внутрішнього світу. Варто зазначити, що в багатьох ранніх творах О. Кобилянської музика — не просто вид мистецтва, це «скована пристрасть».
Внесюжетные композиционные элементы:• Вставные эпизоды (не связанные непосредственно с сюжетом произведения);• Лирические (иначе - авторские) отступления, выражающие авторское отношение кпроис-ходящему/к персонажам.• Художественные предварения - изображение сцен, которые как бы предсказывают, пред-варяют дальнейшее развитие событий, служат пророчествами;• Художественное обрамление (при рамочной композиции) - те сцены, которые начинают и заканчивают событие или произведение, представляя собой отдельную сюжетную линию.
Героїня новели «Impromtu phantasie» — душевно тонка й чуттєва натура. Її внутрішній світ зітканий із миттєвих вражень, звуків і напівтонів. Вона тонко сприймає довкілля, музику, а монастирський дзвін, що в новелі виступає, з одного боку, символом музики, з іншого — потягом героїні до високого, духовного, викликає в неї бурю емоцій. Від переживань їй на очі навертаються сльози. У такі хвилини дівчина здається слабкою й беззахисною. А водночас — вона сильна й вольова, своїми вчинками кидає виклик усім — хлопцям, коли впіймала коня, і природі, коли в бурю біжить до крамниці.
Прикметна риса характеру героїні — волелюбність — сформувалася ще в дитинстві.
Розвиток характеру героїні відбувається через сприйняття нею музики. Слухаючи ноктюрн Шопена, вона «почала плакати. Тихо, але цілою душею», тим самим виявляючи тонку організацію свого внутрішнього світу. Варто зазначити, що в багатьох ранніх творах О. Кобилянської музика — не просто вид мистецтва, це «скована пристрасть».