Тема урока: Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности (ВНД). Врождённые и приобретённые программы поведения.
Записи сделанные ниже курсивом в конспект вносить не надо
ВНД – это … (выпишите определение стр.330)
Совершенствование ВНД происходит в процессе обучения.
-заполните таблицу
ФИО учёного Годы жизни Вклад в науку
Сеченов Иван Михайлович 1829-1905
Павлов Иван Петрович 1849-1936
-дополните схемы
Рефлексы
Врождённые Приобретённые
1. второе название 1. второе название
2. для всех особей одного вида … 2. вырабатываются … …
3. связаны с корой …
4. для каждой особи одного вида …
5. незначительные сигналы сочетаются с … …
Торможение
Безусловное (врождённое) Приобретённое
1. Внешнее 1. Внутреннее
2. При появлении более сильного сигнала … 2. Наступает при …
3. очаг торможения возникает …
Закон взаимной индукции: очаг возбуждения наводит на соседние или конкурирующие участки процесс торможения.
-изучите рисунки с.335 – что вы увидите. Подберите подобные рисунки в Интернете и дополните ими конспект
Доминанта – поведение, которое определяется потребностями; механизм временного господства возбуждения (Ухтомский Алексей Алексеевич тормозить конкурирующие очаги возбуждения (пример - …);
2) достаточен любой стимул, чтобы организм, находящийся в состоянии пищевой доминанты, реагировал на любое раздражение слюноотделением (пример - …)
3) при сильном увлечении какой-либо работой забываем о еде.
-изучите текст на стр.337-339 и дополните схему
Врождённые (безусловные) рефлексы Приобретённые (условные) рефлексы
По наследству … По наследству …
Характерны для всех особей одного вида Индивидуальны
Жизненно необходимы (например - …) Могут исчезать (например - …)
Рефлекторные дуги проходят через спинной мозг или ствол головного мозга. Рефлекторные дуги формируются в течение жизни, большинство проходят через кору больших полушарий.
Инстинкт - … Обеспечивают …
Импридинг – запечатление, рефлекс следования. Образуются на базе …
Рассудочная деятельность
Доминантный стереотип – объединение нескольких условных рефлексов в единую цепочку, которая подкрепляется в конце, когда все условно-рефлекторные действия выполнены (обучение письму); связан с положительными эмоциями.