В первой половине XIX в. крестьянство по-прежнему жило в избах, крытых дранкой (щепой) или соломой. В центре избы находилась печь, топившаяся «по-чёрному» (дым выходил наружу через отверстие в потолке, окна и двери). Пол был земляной, утрамбованный, посыпанный песком. Из мебели в доме стоял самодельный стол, вдоль стен — лавки, иногда — табуретки. Дети спали на полатях, старики — на печи, а взрослые — на лавках. Окна достаточно долгое время затягивали бычьим пузырём. Посуды использовали немного: горшки, чугунки, глиняные чашки и миски, деревянные блюда и ложки. Около дома рыли погреб, где хранили припасы. К избе примыкал огород, в конце которого строилась баня.
Основой крестьянской кухни были каши и овощи. Разнообразить стол позволяли дары леса — грибы, ягоды. Мяса крестьяне ели мало, яйца и белый хлеб считались лакомством; в праздники пекли пироги. Из первых блюд наиболее привычными были постные щи и окрошка.
Одежду крестьяне в основном шили себе сами. Мужчины носили холщовые штаны и рубахи, сверху надевали зипун или тулуп (полушубок). В ходу были шапки из овечьих или заячьих шкур. Женщины одевались в длинную рубаху и юбку, носили платки и шали. Обувь у всех была одинаковой: в тёплое время года — лапти, зимой — валенки. Праздничная одежда отличалась от повседневной более ярким цветом и отделкой (вышивкой, кружевом). Покупные ситцы, всё больше завоёвывавшие деревню в середине и второй половине XIX в., так и не вытеснили до конца домотканые полотна.
Обычными развлечениями крестьян были хороводы, вечёрки и посиделки. Основными праздниками являлись Рождество, Масленица, Пасха и Троица. Празднование заключалось не просто в освобождении от тяжёлого труда, употреблении обильной и вкусной пищи. Эти дни считались днями всеобщей радости, единения. Приметами праздника были обрядовые песни, игры, танцы, гадания, ряженые, катания на санях, карусели.
Вторая половина XIX в. привнесла немало нового в жизнь крестьян. В избе появился дымоход, деревянные полы, застеклённые окна. В быт селян прочно вошёл чай с обязательным самоваром. Крестьяне оделись в сапоги, пиджаки, фуражки, хотя в целом жизнь оставалась прежней.
Основой крестьянской кухни были каши и овощи. Разнообразить стол позволяли дары леса — грибы, ягоды. Мяса крестьяне ели мало, яйца и белый хлеб считались лакомством; в праздники пекли пироги. Из первых блюд наиболее привычными были постные щи и окрошка.
Одежду крестьяне в основном шили себе сами. Мужчины носили холщовые штаны и рубахи, сверху надевали зипун или тулуп (полушубок). В ходу были шапки из овечьих или заячьих шкур. Женщины одевались в длинную рубаху и юбку, носили платки и шали. Обувь у всех была одинаковой: в тёплое время года — лапти, зимой — валенки. Праздничная одежда отличалась от повседневной более ярким цветом и отделкой (вышивкой, кружевом). Покупные ситцы, всё больше завоёвывавшие деревню в середине и второй половине XIX в., так и не вытеснили до конца домотканые полотна.
Обычными развлечениями крестьян были хороводы, вечёрки и посиделки. Основными праздниками являлись Рождество, Масленица, Пасха и Троица. Празднование заключалось не просто в освобождении от тяжёлого труда, употреблении обильной и вкусной пищи. Эти дни считались днями всеобщей радости, единения. Приметами праздника были обрядовые песни, игры, танцы, гадания, ряженые, катания на санях, карусели.
Вторая половина XIX в. привнесла немало нового в жизнь крестьян. В избе появился дымоход, деревянные полы, застеклённые окна. В быт селян прочно вошёл чай с обязательным самоваром. Крестьяне оделись в сапоги, пиджаки, фуражки, хотя в целом жизнь оставалась прежней.